КОМПОЗИ́ТНЫЙ О́РДЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМПОЗИ́ТНЫЙ О́РДЕР (от итал. composito, от лат. compositus – составной, сложный), ордер в античной системе ордеров архитектурных. В эпоху античности встречается только в архитектуре Древнего Рима, однако в трактате Витрувия он не упоминается. Один из ранних примеров употребления К. о. – арка Тита (81 н. э.) на Римском форуме. Родствен коринфскому ордеру: идентичен ему по пропорциям и оформлению антаблемента, базы и ствола колонны, однако в капители К. о. верхний (3-й) ряд листьев аканта колокола коринфского ордера заменён ионическими волютами и эхином (см. Ионический ордер). Обычно использовался для придания постройкам парадности, особенно часто встречается в др.-рим. сооружениях на территории Малой Азии.
Популярный в эпоху Возрождения, К. о. при этом получил двоякое теоретич. осмысление: если в трактате С. Серлио он представлен как целостный ордер (с особой структурой антаблемента с выпуклым фризом), то в работах Л. Б. Альберти и Дж. да Виньолы приводится только композитная капитель – вне связи с общей ордерной структурой. В 18 в. К. о. стал употребляться реже, т. к. классицизм отвергал его пышность как чрезмерную. Новый период широкого использования К. о. относится к сер. 19 в., в рамках исторических стилей (необарокко и неоренессанс).