Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМПОЗИ́ТНЫЙ О́РДЕР

Композитный ордер (схема по А. Палладио).

КОМПОЗИ́ТНЫЙ О́РДЕР (от итал. com­po­sito, от лат. compositus – со­став­ной, слож­ный), ор­дер в ан­тич­ной сис­те­ме ор­де­ров ар­хи­тек­тур­ных. В эпо­ху ан­тич­но­сти встре­ча­ет­ся толь­ко в ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Ри­ма, од­на­ко в трак­та­те Вит­ру­вия он не упо­ми­на­ет­ся. Один из ран­них при­ме­ров упот­реб­ле­ния К. о.  ар­ка Ти­та (81 н. э.) на Рим­ском фо­ру­ме. Род­ст­вен ко­ринф­ско­му ор­де­ру: иден­тичен ему по про­пор­ци­ям и оформ­ле­нию ан­таб­ле­мен­та, ба­зы и ство­ла ко­лон­ны, од­на­ко в ка­пи­те­ли К. о. верх­ний (3-й) ряд ли­сть­ев акан­та ко­ло­ко­ла ко­ринф­ско­го ор­де­ра за­ме­нён ио­ни­че­ски­ми во­лю­та­ми и эхи­ном (см. Ио­ни­че­ский ор­дер). Обыч­но ис­поль­зо­вал­ся для при­да­ния по­строй­кам па­рад­но­сти, осо­бен­но час­то встре­ча­ет­ся в др.-рим. со­ору­же­ни­ях на тер­ри­то­рии Ма­лой Азии.

По­пу­ляр­ный в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, К. о. при этом по­лу­чил двоя­кое тео­ре­тич. ос­мыс­ле­ние: ес­ли в трак­та­те С. Сер­лио он пред­став­лен как це­ло­ст­ный ор­дер (с осо­бой струк­ту­рой ан­таб­ле­мен­та с вы­пук­лым фри­зом), то в ра­бо­тах Л. Б. Аль­бер­ти и Дж. да Винь­о­лы при­во­дит­ся толь­ко ком­по­зит­ная ка­пи­тель – вне свя­зи с об­щей ор­дер­ной струк­ту­рой. В 18 в. К. о. стал упот­реб­лять­ся ре­же, т. к. клас­си­цизм от­вер­гал его пыш­ность как чрез­мер­ную. Но­вый пе­ри­од ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния К. о. от­но­сит­ся к сер. 19 в., в рам­ках ис­то­ри­че­ских сти­лей (не­оба­рок­ко и не­оре­нес­санс).

Лит.: Bullock J. The rudiments of architecture and building. Phil., 1865; Stratton A. The orders of architecture: Greek, Roman and Renais­sance. L., 1986; Curl J. S. Classical architecture. N. Y., 1992; Gromort G. Elements of clas­sical architecture. N. Y.; L., 2001; Chitham R. The classical orders of architecture. 2nd ed. Amst.; L., 2005.

Вернуться к началу