ДОРИ́ЧЕСКИЙ О́РДЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОРИ́ЧЕСКИЙ О́РДЕР, один из трёх основных греч. ордеров архитектурных. Сложился в дорийских областях Древней Греции и дорийских колониях при переходе к строительству храмов и др. обществ. сооружений из камня между 600 и 580 до н. э. [храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Сиракузах, Геры I (т. н. Базилика) в Пестуме, храмы «С» в Селинунте и Аполлона в Коринфе и др.]. Строгий и торжественно-монументальный Д. о. состоит из трёхступенчатого основания – стереобата, каннелированной (см. Каннелюры) колонны (обычно с энтазисом), увенчанной капителью (из квадратного абака и выпуклого полукруглого эхина), и антаблемента. Переход от ствола к капители осуществляется с помощью ремешков и шейки (гипотрахелиона). Антаблемент Д. о. членится на архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз, который состоит из ряда поддерживающих обломов архитектурных, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей – гуттами – под ними), и симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов). Д. о., наиболее лаконичный и мужественный из архит. ордеров, стал гл. средством худож. выразительности зодчества поздней архаики и классики. В архитектуре Древнего Рима был разработан римско-дорический ордер как вариант Д. о., характеризующийся наличием базы, отсутствием каннелюр, более стройными пропорциями и меньшей высотой антаблемента, на выносной плите которого часто не было мутулов. В архитектурно-теоретич. трактатах со времён Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ обнажённого мужчины-героя, а сам ордер – как выражение его духовной и физич. силы. Иллюстрации см. при статьях Антаблемент, Ордер архитектурный.