ИОНИ́ЧЕСКИЙ О́РДЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОНИ́ЧЕСКИЙ О́РДЕР, один из трёх основных греч. ордеров архитектурных. Складывался на побережье Малой Азии и в вост. части островов Эгейского м. с 7 в. до н. э. Осн. элементы И. о. – стереобат, колонна и антаблемент. Стереобат И. о. включает в себя крепиду (ступени, их число может варьироваться от 1 до 7) и евтиндерию (верхний выравнивающий слой фундамента). Колонна делится на базу, ствол и капитель. База И. о. бывает 2 типов: малоазийская и аттическая. Малоазийская база состоит из прямоугольного плинта, трохила (элемент из чередующихся валиков и скоций – вогнутых профилей) и торуса (вал), который может быть гладким, горизонтально каннелированным или смешанным. Более популярная аттическая база, которая начиная с рим. времени применялась без изменений и в др. ордерах; как правило, не имеет плинта, состоит из верхнего (часто с орнаментальным декором) и нижнего торусов и помещённой между ними скоции, отделённой от торусов поясками. Ствол колонны И. о. обычно насчитывает 24 каннелюры (варьируется от 16 до 44), между которыми проходят дорожки, смягчающие светотеневой контраст, а также, как правило, энтазис и расширение около базы. В рим. архитектуре в нижней трети ствола встречаются выпуклые каннелюры. Шейка ствола (гипотрахелион) может быть украшена богатым антемием. В эпоху эллинизма и последующие века ствол завершался астрагалом (сложный профиль из полувалика и полочки с выкружкой).
Наиболее характерная деталь И. о. – капитель формируется из эхина, украшенного иоником (орнамент из ов и жемчужника), и абака из спиралевидных волют, соединённых на фасаде каннелисом (подушкой), а сбоку – балюстрой (горизонтальный цилиндр, перетянутый посередине ремешком). В центре волюты находится круглый глазок, в своём развитии принимавший форму розетки или даже человеческой головы (храм Аполлона в Дидимах, сер. 6 в. до н. э.). Хотя симметричные волюты встречались ещё в орнаменте Др. Египта и Ассирии, а также в прообразах колонн на «Кипрском треножнике» из Тиринфа (13 в. до н. э.), ионич. капитель ведёт происхождение от брусьев, которые служили переходным звеном от стойки к балке. Этим обусловлена её ярко выраженная фасадная ориентация, которая требует выбора приоритетного фасада в многорядных колоннадах и на углу, где сходятся два фасада. Решением этой проблемы стала угловая капитель с волютой, развёрнутой под 45° к каждому фасаду (храм Афины-Ники, или Ники Аптерос, на афинском Акрополе).
Основные элементы антаблемента И. о. – архитрав, фриз и карниз. Архитрав делится на 3 или 2 фасции и венчается тенией (разделит. полочка между архитравом и остальными частями антаблемента) в виде ионика. В первоначальном малоазийском варианте И. о. фриз отсутствовал, но с сер. 5 в. до н. э. осн. развитие И. о. происходило в Афинах, где, включая в себя черты дорического ордера, он обогатился скульптурным ленточным фризом. Карниз состоит из ряда сухариков (дентикул, имитирующих торец балки), гейсона (выносная плита с заострённым нижним краем – слезником) и завершается симой (пояс в виде профиля «гусёк»), в которую встроен ряд отверстий-водомётов, оформленных в виде трубки или головы животного (чаще всего льва). На углу кровли и на коньке близ фасада помещается акротерий.
От др. ордеров И. о. отличается сочетанием прочности с изяществом. Первыми значит. памятниками И. о. являются 8-колонные диптеры: 3-й храм Геры на о. Самос (560 до н. э.) и архаический (4-й) храм Артемиды в Эфесе (555 до н. э.). В эволюционном ряду И. о. следует отметить стою афинян в Дельфах (после 478 до н. э.), храм Ники Аптерос (между 449–424 до н. э.) и Эрехтейон (421–406 до н. э.) на афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах (ок. 430 до н. э.). В основу рим. И. о. легли формы храма Афины в Приене (340–334 до н. э.), описанного в трактате Витрувия.