Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКРОТЕ́РИЙ

Авторы: Л. И. Таруашвили
Акротерий. Фрагмент надгробия из Фанагории. Мрамор. 4 в. до н. э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

АКРОТЕ́РИЙ (греч. ἀϰρωτήριον – верх, фрон­тон), пла­стич. ук­ра­ше­ние в ар­хи­тек­ту­ре, раз­ме­щае­мое над уг­ла­ми фрон­то­на. Поя­ви­лось не позд­нее 7 в. до н. э. в Гре­ции. Пер­во­на­чаль­но де­ла­лось из тер­ра­ко­ты, с 6 в. до н. э. так­же из мра­мо­ра, ре­же из брон­зы (напр., со­глас­но Пав­са­нию, на хра­ме Зев­са в Олим­пии). Из­люб­лен­ны­ми изо­бра­зит. мо­ти­ва­ми др.- греч. А. бы­ли, по­ми­мо рас­ти­тель­ных (ро­зет­ты, акант, паль­мет­ты), мар­ги­наль­ные ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жи: ама­зон­ки, не­реи­ды; де­мо­нич. су­ще­ст­ва, пре­им. кры­ла­тые: гри­фо­ны, сфин­ксы, гор­го­ны, Пе­гас. Цен­траль­ные А. не­ред­ко пред­став­ля­ли сце­ны из ми­фов: по­един­ки (Бел­ле­ро­фонт на Пе­га­се, по­ра­жаю­щий Хи­ме­ру, в А. хра­ма Афи­ны Ни­ки на Афин­ском ак­ро­по­ле, 2-я пол. 5 в. до н. э.), а так­же по­хи­ще­ния, ча­ще все­го свя­зан­ные с воз­не­се­ни­ем на не­бо (тер­ра­ко­то­вая груп­па «По­хи­ще­ние Га­ни­ме­да», 480–470 до н. э., Олим­пия, Му­зей). В др.-рим. А. гос­под­ствую­щи­ми мо­ти­ва­ми ста­ли рас­ти­тель­ные. Для Ре­нес­сан­са, ба­рок­ко и клас­си­циз­ма ха­рак­тер­ны ак­ро­те­рии в ви­де стоя­щих ста­ту­ар­ных фи­гур.

Вернуться к началу