Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ЛЬНИКОВ

Авторы: И. В. Чепкунова
К. С. Мельников. Собственный дом в Москве. 1927–29. Фото А. И. Нагаева

МЕ́ЛЬНИКОВ Кон­стан­тин Сте­па­но­вич [22.7(3.8).1890, Мо­ск­ва – 28.11.1974, там же], рос. ар­хи­тек­тор, засл. арх. РСФСР (1972). Док­тор ар­хи­тек­ту­ры (1965). Ро­дил­ся в се­мье ра­бо­че­го. С 1903 ра­бо­тал в ин­же­нер­ной фир­ме «В. За­лес­ский и В. Ча­п­лин». При со­дей­ст­вии В. М. Ча­п­ли­на, вид­но­го ин­же­не­ра-те­п­ло­тех­ни­ка, по­сту­пил в МУЖВЗ (1905), окон­чил от­де­ле­ния жи­во­пи­си (1914) и ар­хи­тек­ту­ры (1917). В 1918 во­шёл в со­став ар­хит. мас­тер­ской Мос­со­ве­та под рук. И. В. Жол­тов­ско­го и А. В. Щу­се­ва, где соз­да­вал про­ек­ты в рус­ле не­оклас­си­циз­ма, уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке ген­пла­на «Но­вая Мо­ск­ва» (1918–22; раз­ра­ба­ты­вал пла­ни­ров­ку Бу­тыр­ско­го р-на, Хо­дын­ско­го по­ля и др.). В 1920–24 пре­по­да­вал на ар­хит. ф-те Вху­те­ма­са, где совм. с И. А. Го­ло­со­вым уч­ре­дил мас­тер­скую «Но­вая ака­де­мия», ко­то­рая в сти­ли­стич. пла­не за­ни­ма­ла сре­дин­ную по­зи­цию ме­ж­ду не­оклас­си­циз­мом и ра­ди­каль­ным ра­цио­на­лиз­мом, от­во­дя гл. роль ар­хит. им­про­ви­за­ции. Его ра­бо­ты 1-й пол. 1920-х гг. де­мон­ст­ри­ру­ют по­иск но­во­го ар­хит. язы­ка, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на ди­на­мич­ность, асим­мет­рию, экс­прес­сию, от­каз от тра­диц. де­ко­ра. М. рас­ши­рил спектр ис­поль­зуе­мых в ар­хи­тек­ту­ре гео­мет­рич. форм, ис­поль­зо­вал «сдви­ги» фор­мы (па­виль­он «Ма­хор­ка» на ВСХВ в Мо­ск­ве, 1923, не сохр.), раз­ра­ба­ты­вал ки­не­тич. кон­ст­рук­ции (кон­курс­ный про­ект ре­дак­ции газ. «Ле­нин­град­ская прав­да» в Мо­ск­ве, 1924; не осу­ще­ст­в­лён). Уча­ст­во­вал в ар­хит. кон­кур­сах на про­ек­ты зда­ний «Двор­ца Тру­да» (1923) и АО «Ар­кос» в Мо­ск­ве (1924; оба не осу­ще­ст­в­ле­ны), спро­ек­ти­ро­вал сар­ко­фаг для Мав­зо­лея В. И. Ле­ни­на на Крас­ной пл. (1924, не сохр.). Проф. ус­пех при­шёл к М. по­сле по­бе­ды в кон­кур­се на про­ект па­виль­о­на СССР для Ме­ж­ду­нар. вы­став­ки совр. де­ко­ра­тив­ных и пром. ис­кусств в Па­ри­же (1924). Па­виль­он, воз­ве­дён­ный под рук. М. в 1925, за­вое­вал Гран-при жю­ри вы­став­ки и при­нёс М. ме­ж­ду­нар. при­зна­ние: он по­лу­чил за­каз от франц. вла­стей на про­ек­ти­ро­ва­ние мно­го­этаж­но­го га­ра­жа на 1 тыс. так­си в Па­ри­же (2 ва­ри­ан­та, 1925, не реа­ли­зо­ва­ны), бы­ла про­ве­де­на пер­со­наль­ная вы­став­ка М. в рам­ках 5-й Три­ен­на­ле де­ко­ра­тив­ных ис­кусств в Ми­ла­не (1933), где его про­из­ве­де­ния ока­за­лись в ря­ду ра­бот 12 ве­ду­щих совр. ар­хи­тек­то­ров (Ле Кор­бю­зье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Л. Райт и др.).

К. С. Мельников. Клуб фабрики имени М. В. Фрунзе в Москве. 1927–29. Фото А. И. Нагаева
К. С. Мельников. Гараж Госплана СССР в Москве.1936. Фото А. И. Нагаева

По воз­вра­ще­нии из Па­ри­жа (осе­нью 1925) М. в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. ак­тив­но стро­ил в Мо­ск­ве и Под­мос­ко­вье, по его про­ек­ту со­ору­жён вы­ста­воч­ный па­виль­он СССР на Ме­ж­ду­нар. яр­мар­ке в г. Са­ло­ни­ки (Гре­ция, 1926, не сохр.). Он вклю­чил­ся в ини­ции­ро­ван­ное проф­сою­за­ми «клуб­ное дви­же­ние», спро­ек­ти­ро­вал и по­стро­ил 6 прин­ци­пи­аль­но но­вых зда­ний ра­бо­чих клу­бов (1927–1931), в ко­то­рых во­пло­тил­ся соз­дан­ный им прин­цип транс­фор­ма­ции внутр. про­странств: ре­ше­ние ка­ж­до­го клу­ба как сис­те­мы за­лов, спо­соб­ных дро­бить­ся или сли­вать­ся в еди­ный объ­ём в за­ви­си­мо­сти от те­ку­щих за­дач. Т. о., зда­ния ста­но­ви­лись по­ли­функ­цио­наль­ны­ми, не те­ряя при этом мо­но­лит­но­сти об­ли­ка. М. пред­ла­гал де­лить объ­ё­мы за­лов сег­мен­та­ми (клуб им. И. В. Ру­са­ко­ва, 1927–29), по го­ри­зон­та­ли (клуб за­во­да «Кау­чук», 1927–29), по вер­ти­ка­ли (клуб фаб­ри­ки им. М. В. Фрун­зе, 1927–29), но эти эле­мен­ты его про­ек­тов реа­ли­зо­ва­ны не бы­ли, за ис­клю­че­ни­ем клу­ба фаб­ри­ки «Сво­бо­да» (про­ект 1927–29, реа­ли­зо­ван в 1929–31, пе­ре­стро­ен; все – в Мо­ск­ве), где это бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но час­тич­но. М. так­же по­стро­ил 2 га­ра­жа в Мо­ск­ве, ре­ше­ние ко­то­рых оп­ре­де­ле­но их функ­цио­наль­ным на­зна­че­ни­ем (Бах­меть­ев­ский ав­то­бус­ный парк, про­ект 1926–27, совм. с инж. В. Г. Шу­хо­вым, осу­ще­ст­в­лён в 1928; га­раж для гру­зо­ви­ков на Но­во­ря­зан­ской ул., про­ект 1926, реа­ли­зо­ван в 1927–29). Воз­вёл в Мо­ск­ве собств. дом (1927–29), в про­ек­те ко­то­ро­го во­пло­тил своё проф. кре­до (гос­под­ство од­ной идеи, объ­е­ди­няю­щей функ­цию и ар­хит. об­раз; стрем­ле­ние к це­ле­со­об­раз­но­сти, к ра­цио­на­ли­за­ции строи­тель­ст­ва; гиб­кая ор­га­ни­за­ция про­стран­ст­ва про­сты­ми кон­ст­рук­тив­ны­ми сред­ст­ва­ми); объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ная ком­по­зи­ция из 2 вре­зан­ных друг в дру­га ци­лин­д­ров и функ­цио­наль­ное обу­ст­рой­ст­во бы­та се­мьи ар­хи­тек­то­ра со­под­чи­не­ны друг дру­гу. Стре­мил­ся про­де­мон­ст­ри­ро­вать пре­иму­ще­ст­ва ок­руг­лой фор­мы по­строй­ки (как с точ­ки зре­ния ар­хит. вы­ра­зи­тель­но­сти, так и в ас­пек­те эко­но­мии стро­ит. ма­те­риа­лов) в ря­де про­ек­тов для Мо­сквы – клу­ба им. С. М. Зуе­ва (1927), до­мов-ком­мун (1929), Во­ен. ака­де­мии им. М. В. Фрун­зе (1930–31; все не реа­ли­зо­ва­ны).

В 1930-е гг., ко­гда в сов. ар­хи­тек­ту­ре про­яви­лись не­оклас­сич. тен­ден­ции, М. вклю­чил­ся в про­цесс сти­ли­стич. по­ис­ков, ком­би­ни­руя в сво­их про­ек­тах круп­но­мас­штаб­ные объ­ё­мы («встреч­ный» про­ект «Двор­ца на­ро­дов» на кон­курс Двор­ца Со­ве­тов в Мо­ск­ве, 1931–33), ис­поль­зуя скульп­ту­ру (кон­курс­ный про­ект зда­ния Нар­ком­тяж­про­ма в Мо­ск­ве, 1934), соз­да­вая круп­ные гра­до­стро­ит. ан­самб­ли [«Зе­лё­ный го­род» в Моск. обл., 1929–1930; ре­кон­ст­рук­ция Ар­бат­ской пл. в Мо­ск­ве, 1931; ген­план Центр. пар­ка куль­ту­ры и от­ды­ха в Мо­ск­ве (1931; вклю­чал тер­ри­то­рию Не­скуч­но­го са­да, Луж­ни­ков и Ле­нин­ских гор); все не реа­ли­зо­ва­ны]; но про­ек­ти­ро­вать «в сти­лях» он не счи­тал для се­бя воз­мож­ным, ос­та­ва­ясь вер­ным без­ор­дер­ной ар­хи­тек­ту­ре. Ру­ко­во­дил ар­хит. мас­тер­ской № 7 Мос­со­ве­та (1933–38), но все его про­из­ве­де­ния не­из­мен­но под­вер­га­лись кри­ти­ке и об­ви­не­ни­ям в фор­ма­лиз­ме (га­раж «Ин­ту­ри­ста», 1934–36; га­раж Гос­пла­на СССР, 1936, и др.). По­сле 1-го съез­да Сою­за сов. ар­хи­тек­то­ров (1937), где бы­ли оп­ре­де­ле­ны не­оклас­сич. прин­ци­пы сов. ар­хи­тек­ту­ры, воз­глав­ляе­мая М. мас­тер­ская бы­ла рас­фор­ми­ро­ва­на, а он сам, пол­года про­ра­бо­тав в мас­тер­ской № 2 Мос­со­ве­та у А. В. Щу­се­ва, уво­лил­ся и вы­шел на пен­сию. В по­сле­дую­щие де­ся­ти­ле­тия ра­бо­тал как жи­во­пи­сец, од­на­ко в 1950–60-е гг. про­дол­жал уча­ст­во­вать в круп­ных ар­хит. кон­кур­сах, пред­ла­гая ори­ги­наль­ные и ак­ту­аль­ные для совр. ар­хи­тек­ту­ры ре­ше­ния (напр., про­ект Двор­ца Со­ве­тов на Ле­нин­ских го­рах в Мо­ск­ве, 1959, про­ект па­виль­о­на СССР для Все­мир­ной вы­став­ки 1962 в Нью-Йор­ке). М. был од­ним из са­мых вос­тре­бо­ван­ных дея­те­лей рос. ар­хит. аван­гар­диз­ма 1920–30-х гг.; все­го бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но 27 его про­ек­тов (из по­стро­ек пол­но­стью или час­тич­но со­хра­ни­лись 16). Пре­по­да­вал в МАРХИ (1934–36), Са­ра­тов­ском ав­то­до­рож­ном ин-те (1949–1951), Моск. ин­же­нер­но-строи­тель­ном ин-те (1951–58), Все­со­юз­ном за­оч­ном ин­же­нер­но-стро­ит. ин-те (1960–74).

Соч.: Строи­тель­ст­во и ар­хи­тек­тор // Ар­хи­тек­тур­ная ком­по­зи­ция. Со­вре­мен­ные про­бле­мы. М., 1970; [Об ар­хи­тек­ту­ре] // Мас­те­ра со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1975. Т. 2; Ар­хи­тек­тор­ское сло­во в его ар­хи­тек­ту­ре. М., 2006.

Лит.: Starr S. F. Melnikov: solo architect in a mass society. Princeton, 1978; К. С. Мель­ни­ков: Сбор­ник / Сост. А. А. Стри­га­лев, И. В. Кок­ки­на­ки. М., 1985; К. Мель­ни­ков: Ри­сун­ки и про­ек­ты. (Кат. вы­став­ки). М., 1989; Mel­ni­kov: the muscles of invention. Rotterdam, 1990; Pallasmaa J., Gozak A. The Mel­nikov house. Moscow (1927–1929). L., 1996; De Ma­gist­ris A. La casa cilindrica di K. Mel­nikov (1927–1929). Torino, 1998; K. S. Mel’ni­kov and the construction of Moscow. N. Y., 2000; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. К. Мель­ни­ков. М., 2006; он же. Дом-мас­тер­ская ар­хи­тек­то­ра К. Мель­ни­ко­ва. М., 2007; Чеп­ку­но­ва И. В. Клу­бы, по­стро­ен­ные по про­грам­ме проф­сою­зов. 1927–1930. М., 2006.

Вернуться к началу