МЕ́ЛЬНИКОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ЛЬНИКОВ Константин Степанович [22.7(3.8).1890, Москва – 28.11.1974, там же], рос. архитектор, засл. арх. РСФСР (1972). Доктор архитектуры (1965). Родился в семье рабочего. С 1903 работал в инженерной фирме «В. Залесский и В. Чаплин». При содействии В. М. Чаплина, видного инженера-теплотехника, поступил в МУЖВЗ (1905), окончил отделения живописи (1914) и архитектуры (1917). В 1918 вошёл в состав архит. мастерской Моссовета под рук. И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, где создавал проекты в русле неоклассицизма, участвовал в разработке генплана «Новая Москва» (1918–22; разрабатывал планировку Бутырского р-на, Ходынского поля и др.). В 1920–24 преподавал на архит. ф-те Вхутемаса, где совм. с И. А. Голосовым учредил мастерскую «Новая академия», которая в стилистич. плане занимала срединную позицию между неоклассицизмом и радикальным рационализмом, отводя гл. роль архит. импровизации. Его работы 1-й пол. 1920-х гг. демонстрируют поиск нового архит. языка, ориентированного на динамичность, асимметрию, экспрессию, отказ от традиц. декора. М. расширил спектр используемых в архитектуре геометрич. форм, использовал «сдвиги» формы (павильон «Махорка» на ВСХВ в Москве, 1923, не сохр.), разрабатывал кинетич. конструкции (конкурсный проект редакции газ. «Ленинградская правда» в Москве, 1924; не осуществлён). Участвовал в архит. конкурсах на проекты зданий «Дворца Труда» (1923) и АО «Аркос» в Москве (1924; оба не осуществлены), спроектировал саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина на Красной пл. (1924, не сохр.). Проф. успех пришёл к М. после победы в конкурсе на проект павильона СССР для Междунар. выставки совр. декоративных и пром. искусств в Париже (1924). Павильон, возведённый под рук. М. в 1925, завоевал Гран-при жюри выставки и принёс М. междунар. признание: он получил заказ от франц. властей на проектирование многоэтажного гаража на 1 тыс. такси в Париже (2 варианта, 1925, не реализованы), была проведена персональная выставка М. в рамках 5-й Триеннале декоративных искусств в Милане (1933), где его произведения оказались в ряду работ 12 ведущих совр. архитекторов (Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Л. Райт и др.).
По возвращении из Парижа (осенью 1925) М. в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. активно строил в Москве и Подмосковье, по его проекту сооружён выставочный павильон СССР на Междунар. ярмарке в г. Салоники (Греция, 1926, не сохр.). Он включился в инициированное профсоюзами «клубное движение», спроектировал и построил 6 принципиально новых зданий рабочих клубов (1927–1931), в которых воплотился созданный им принцип трансформации внутр. пространств: решение каждого клуба как системы залов, способных дробиться или сливаться в единый объём в зависимости от текущих задач. Т. о., здания становились полифункциональными, не теряя при этом монолитности облика. М. предлагал делить объёмы залов сегментами (клуб им. И. В. Русакова, 1927–29), по горизонтали (клуб завода «Каучук», 1927–29), по вертикали (клуб фабрики им. М. В. Фрунзе, 1927–29), но эти элементы его проектов реализованы не были, за исключением клуба фабрики «Свобода» (проект 1927–29, реализован в 1929–31, перестроен; все – в Москве), где это было осуществлено частично. М. также построил 2 гаража в Москве, решение которых определено их функциональным назначением (Бахметьевский автобусный парк, проект 1926–27, совм. с инж. В. Г. Шуховым, осуществлён в 1928; гараж для грузовиков на Новорязанской ул., проект 1926, реализован в 1927–29). Возвёл в Москве собств. дом (1927–29), в проекте которого воплотил своё проф. кредо (господство одной идеи, объединяющей функцию и архит. образ; стремление к целесообразности, к рационализации строительства; гибкая организация пространства простыми конструктивными средствами); объёмно-пространственная композиция из 2 врезанных друг в друга цилиндров и функциональное обустройство быта семьи архитектора соподчинены друг другу. Стремился продемонстрировать преимущества округлой формы постройки (как с точки зрения архит. выразительности, так и в аспекте экономии строит. материалов) в ряде проектов для Москвы – клуба им. С. М. Зуева (1927), домов-коммун (1929), Воен. академии им. М. В. Фрунзе (1930–31; все не реализованы).
В 1930-е гг., когда в сов. архитектуре проявились неоклассич. тенденции, М. включился в процесс стилистич. поисков, комбинируя в своих проектах крупномасштабные объёмы («встречный» проект «Дворца народов» на конкурс Дворца Советов в Москве, 1931–33), используя скульптуру (конкурсный проект здания Наркомтяжпрома в Москве, 1934), создавая крупные градостроит. ансамбли [«Зелёный город» в Моск. обл., 1929–1930; реконструкция Арбатской пл. в Москве, 1931; генплан Центр. парка культуры и отдыха в Москве (1931; включал территорию Нескучного сада, Лужников и Ленинских гор); все не реализованы]; но проектировать «в стилях» он не считал для себя возможным, оставаясь верным безордерной архитектуре. Руководил архит. мастерской № 7 Моссовета (1933–38), но все его произведения неизменно подвергались критике и обвинениям в формализме (гараж «Интуриста», 1934–36; гараж Госплана СССР, 1936, и др.). После 1-го съезда Союза сов. архитекторов (1937), где были определены неоклассич. принципы сов. архитектуры, возглавляемая М. мастерская была расформирована, а он сам, полгода проработав в мастерской № 2 Моссовета у А. В. Щусева, уволился и вышел на пенсию. В последующие десятилетия работал как живописец, однако в 1950–60-е гг. продолжал участвовать в крупных архит. конкурсах, предлагая оригинальные и актуальные для совр. архитектуры решения (напр., проект Дворца Советов на Ленинских горах в Москве, 1959, проект павильона СССР для Всемирной выставки 1962 в Нью-Йорке). М. был одним из самых востребованных деятелей рос. архит. авангардизма 1920–30-х гг.; всего было осуществлено 27 его проектов (из построек полностью или частично сохранились 16). Преподавал в МАРХИ (1934–36), Саратовском автодорожном ин-те (1949–1951), Моск. инженерно-строительном ин-те (1951–58), Всесоюзном заочном инженерно-строит. ин-те (1960–74).