МОДЕ́РН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЕ́РН, современность (англ. – modernity, нем. – die Moderne, франц. – modernité, от франц. moderne – новый, новейший, современный), в социальных науках (гл. обр. в социологии), предельно широко понимаемая эпоха социального развития человечества, совпадающая исторически с Новым временем, а также обобщённая характеристика обществ современного типа в их противопоставлении традиционному обществу. Во втором значении термин «М.» употребляется наряду с более специальными (индустриальное общество, массовое общество, капитализм и т. п.).
Характерными чертами общества М. считаются: в экономич. сфере – развитие рыночных, товарообменных и денежных отношений, разложение самодостаточных локальных структур, основанных на натуральном хозяйстве, и переориентация хозяйств. деятельности на расширенное воспроизводство, вытеснение ручного труда машинным в процессе индустриализации, высокий уровень разделения труда и проф. специализации, что приводит к массовому производству и массовому потреблению товаров; в социально-политич. сфере – становление и развитие гражданского общества, сетей свободных ассоциаций и объединений граждан, представительной демократии и правового государства, установка на подконтрольность власти, призванной выражать интересы многочисл. слоёв населения, упразднение сословной стратификации («приписанных статусов») и юридически декларируемое «равенство возможностей» (статусы достигаются), высокая социальная мобильность, регуляция поведения не через обычаи и «нравы», а через правовые и контрактные отношения («писаные» нормы) при осознании их конвенционального и потенциально изменчивого характера. Трансформируется и отношение человека к природе: приспособление к ней сменяется в «технократической цивилизации» общества М. господством над ней, активным вмешательством в ход природных процессов и расширением искусств. сред обитания (города-мегаполисы, урбанизм как «образ жизни»). Ведущей социокультурной тенденцией становится рационализация, она проявляется в секуляризации, сопровождающейся признанием вероисповедания «частным делом», в утверждении авторитета науки и экспертных форм знания, в легитимации сугубо утилитарной ориентации действия, в плюрализме ценностных ориентаций и связанной с этим толерантности. Формируется массовая культура, образование становится доступным для широких слоёв населения, увеличивается ср. продолжительность жизни. В социально-антропологич. сфере изменения связаны с установкой на развитие индивидуальной свободы, инициативной и ответственной личности, открытой инновациям. Доминирование «первичных» групп (семьи, общины) в опыте индивида уступает место определяющему влиянию «вторичных» структур (организаций) с их множеством фрагментарных ролей и абстрактно-безличным характером отношений (см. Отчуждение). Патриархальная семья, охватывающая неск. поколений и выполняющая функцию производств. ячейки, утрачивает своё значение, а типичной формой семейного союза становится нуклеарная семья. Осн. ценностями социального устройства обществ М., взаимодополняющими друг друга, предстают конкуренция и солидарность.
Традиционное и современное общества нередко противопоставляются и по характеру процессов, в них совершающихся: историч. движения первого описываются при помощи метафор цикла (см. Круговорота исторического теории), второе же наделяется качествами постоянного динамизма, поступательного развития, способностью преодолевать неизбежно возникающие при этом конфликты и противоречия.
В позитивистском эволюционизме 19 в. (О. Конт, Г. Спенсер, Г. Т. Бокль, Л. Ф. Уорд) и марксизме, продолжавших линию просветительских теорий прогресса (А. Р. Ж. Тюрго, М. Ж. А. Кондорсе) и гегелевской философии истории, общество М. рассматривалось как необходимая стадия социального развития, движения от «менее совершенного» к «более совершенному», отмеченного в то же время ростом свободы. Описания черт «традиционного» и «современного» обществ в социологич. мысли обычно представали как идеальные типы, схематизирующие эмпирич. разнообразие конкретных историч. форм социальной организации, напр. в оппозициях «военного» и «промышленного» общества (Г. Спенсер), «общности» [Gemeinschaft] и «общества» [Gesellschaft] (Ф. Тённис), механической и органической солидарности (Э. Дюркгейм), материальной [субстанциальной] и формальной [инструментальной] рациональности (М. Вебер, Г. Зиммель, В. Зомбарт и др.), закрытого и открытого общества (К. Поппер), деревенского и городского укладов жизни (Р. Парк, Л. Вирт) и др.
В простых стадиальных схемах всемирно-историч. процесса новоевропейский «образец» М. обычно признавался универсальным и эталонным, а движение иных обществ по пути модернизации, проложенному зап. странами, – закономерным и/или желательным. С др. стороны, мн. авторы, особенно с нач. 20 в., указывали на исключительность новоевропейского опыта социальной трансформации, обусловленного уникальной комбинацией целого ряда экономич., политич. и культурных условий, отсутствовавших в др. эпохи и в др. регионах мира. Этот подход сформулирован М. Вебером в его сравнительно-социологич. исследованиях политико-правовых и хозяйственных институтов, городских сообществ, этики мировых религий. В проникнутой историч. пессимизмом философии О. Шпенглера мн. черты западного М. (рациональный активизм, технократич. мышление, приоритет материально-практич. интересов) выводились из самобытных особенностей западной («фаустовской») культуры, принимающей в Новейшее время форму «цивилизации», и характеризовались при этом как признак духовной деградации. Антропологич. критика М. представлена в концепциях «социальной и культурной динамики» П. А. Сорокина, «диалектики Просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно, «одномерного человека» Г. Маркузе, «социального характера» Э. Фромма и Д. Рисмена, а также в работах А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, М. Шелера, Х. Ортеги-и-Гассета, Й. Хёйзинги, Л. Мамфорда и др. европ., рос. и амер. мыслителей и публицистов 19–20 вв.
Во 2-й пол. 20 в. было достигнуто понимание того, что абстрактная модель М., построенная на обобщении зап.-европ. и североамер. опыта предшествующих столетий, лишь приблизительно описывает конкретные реалии социальных систем текущего времени (напр., характерная для авторитарных и тоталитарных государств апелляция к коллективистским ценностям; индустриализм, основанный на плановом хозяйстве и директивном управлении, и т. п.). Анализ их структурного и культурного разнообразия нашёл отражение в концепции «множественных модернов» (Ш. Эйзенштадт).
Кроме того, образ классич. М. в некоторых социальных теориях считается устаревшим и не вполне адекватным средством описания именно по отношению к новейшему опыту зап. обществ, вступивших после 2-й мировой войны, по мнению ряда авторов, в принципиально новую фазу своего развития (постиндустриальное общество, информационное общество, постмодерн, общество постматериалистич. ценностей, цивилизация «третьей волны»). Вопрос о том, является ли М. «завершённым проектом» либо продолжает постоянно видоизменяться при сохранении присущих ему фундам. свойств, остаётся темой острых дискуссий в кон. 20 – нач. 21 вв. (Ю. Хабермас, З. Бауман, Э. Гидденс).