КРУГОВОРО́ТА ИСТОРИ́ЧЕСКОГО ТЕО́РИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРУГОВОРО́ТА ИСТОРИ́ЧЕСКОГО ТЕО́РИИ, наименование ряда разнородных социально-философских и социологич. теорий, конструирующих циклические модели обществ. развития. Историч. круговорот (цикл) предстаёт при этом как особая последовательность событий или смена состояний социального объекта, предполагающая возврат к исходной точке и возобновление процесса изменения в заданном направлении. Ранние версии К. и. т. сформировались ещё в древности и имели одним из своих источников мифологич. представления о «циклическом времени», «вечном возвращении», культы рождающихся, умирающих и воскресающих богов, связанные со сменой времён года и сезонно-календарными ритуалами, и т. п. Элементы типичной для К. и. т. аргументации обнаруживаются у античных авторов, напр. в их рассуждениях о закономерностях вырождения гос. форм. Впоследствии в европ. традиции обществ. мысли К. и. т. противостояли стадиальным и линеарным концепциям историч. процесса (в Средневековье – христианской эсхатологич. философии истории, в Новое время – теориям прогресса, эволюционизму, теориям модернизации).
Предтечей современных К. и. т. обычно считают Дж. Вико, разработавшего теорию смены трёх эпох – «религиозной», «героической» и «гражданской». Наиболее значит. варианты К. и. т. в 19–20 вв. были предложены Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби и П. А. Сорокиным. В большинстве случаев динамич. принцип К. и. т. сочетался со статич. принципом концепции «локальных цивилизаций». Каждый неповторимый, базирующийся на самобытных ценностях «культурно-исторический тип» (Данилевский) рождается, растёт, достигает стадии зрелости, деградирует и умирает. Стадия «цветущей сложности» сменяется стадией «смесительного упрощения» (Леонтьев), творческие силы культуры истощаются – «культура» превращается в «цивилизацию», органика жизни сменяется механикой функционирования (Шпенглер). В концепции Тойнби возникновение и рост каждой цивилизации связываются со способностью сообщества адекватно отвечать на «вызовы» обстоятельств, а её последующий надлом и разложение – с утратой этой способности (концепция «вызова – ответа»). В теории Сорокина социокультурные суперсистемы, являющиеся субъектами общественно-историч. процесса, не умирают окончательно, но перерождаются, обретая новые жизненные ориентиры: наблюдающиеся в истории «флуктуации» ценностных оснований социальных систем определяют смену «идеациональных» культур «идеалистическими», а затем – «чувственными» с их сенсуалистич. и материалистич. видением реальности и утилитарно-прагматич. ценностями (таковой Сорокин считал совр. культуру).