СОРО́КИН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОРО́КИН Питирим Александрович [23.1 (4.2).1889, с. Турья Яренского у. Вологодской губ., ныне Республика Коми – 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс], рос.-амер. социолог. В 1906 за революц. деятельность как член социалистов-революционеров партии исключён из церковно-учительской семинарии (в Костромской губ.). В 1909 по окончании общеобразоват. курсов А. С. Черняева в С.-Петербурге сдал экзамены экстерном за гимназич. курс. В 1909–10 учился в Психоневрологич. ин-те В. М. Бехтерева, в 1910–14 – на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та. Значит. влияние на формирование взглядов С. оказали М. М. Ковалевский (личным секретарём которого С. был в течение ряда лет), а также Л. И. Петражицкий и Е. В. Де Роберти.
В первой большой работе «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914) С. разделил всю совокупность человеческих поступков на три группы: акты «дозволенно-должные», «рекомендуемые» и «запрещённые», вызывающие разную реакцию со стороны общества. Осн. причину преступности усматривал в несовпадении «шаблонов поведения» разл. групп населения, входящих в «замиренную группу» (напр., государство). В рамках единой «замиренной группы», к которой, по мнению С., приближается человечество, не будет со временем ни преступлений, ни подвигов. Венчает эту политико-правовую утопию С. появление «сверхчеловека», стоящего по ту сторону права и морали.
После Февральской революции 1917 С. стал одним из редакторов правоэсеровской газ. «Воля народа», где опубликовал около сотни статей. Летом 1917 секретарь по вопросам науки А. Ф. Керенского. В нач. 1918 арестован большевиками, выйдя на свободу, отправился в Архангельск, где ожидалась высадка англ. десанта. Не добравшись до Архангельска, скрывался в северодвинских лесах, снова был арестован и приговорён к расстрелу, от которого его спасли усилия друзей и собств. отказ от политич. деятельности (он заявил о своём выходе из партии эсеров и из числа депутатов Учредит. собрания).
После освобождения продолжил науч. и преподавательскую работу в Петрогр. ун-те и разл. вузах. Проект «Системы социологии» С. (т. 1–2, 1920) состоял из теоретич. социологии, рассматривающей явления человеческого взаимодействия с точки зрения «сущего», и практич. социологии, исследующей этот же предмет с точки зрения «должного». Теоретич. социология разделялась на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику, изучающие строение, функционирование и развитие социальных агрегатов разного уровня. С позиций «социологич. плюрализма» критиковал разл. однофакторные «монистические» концепции 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. учение К. Маркса.
В 1922 вместе с большой группой учёных и литераторов С. выслан из страны; его монография «Голод как фактор» (рос. изд. 2003) была уничтожена сов. цензурой. В Чехословакии С. выпустил ряд книг, в т. ч. «Современное состояние России» (1922). С окт. 1923 в США, где оставался до конца жизни. Проф. Миннесотского (1924–30) и Гарвардского ун-тов (1929–59, в 1931–42 декан основанного здесь социологич. ф-та). Президент Амер. социологич. ассоциации (1965).
Осн. тематика науч. работ С. амер. периода творчества – проблемы социальной мобильности и социокультурной динамики. В основополагающем труде «Социальная мобильность» («Social mobility», 1927, рус. пер. 2005) С. впервые ввёл понятия социального пространства, мобильности «вертикальной» (передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы) и «горизонтальной» (социальные перемещения, не влекущие за собой подобных изменений), ставшие с тех пор общеупотребительными. Одно из центр. понятий С. – социальная стратификация: «Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархич. ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302). Гл. формы социальной стратификации – экономическая, политическая и профессиональная. В истории человеческого общества нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, поскольку тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется тенденцией к уравниванию. Когда экономич. или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции, перевороты и т. п. социальные катаклизмы, которые как бы отсекают вершину пирамиды, превращая её на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведёт к росту пирамиды, и т. д.
Фундам. труд «Социальная и культурная динамика» («Social and cultural dynamics», vol. 1–4, 1937–41; рус. пер. сокр. послевоенного однотомного изд. – 2000) является своего рода компромиссом между невозможностью обнаружить «цель в истории» и попыткой сформулировать предельно общие закономерности социокультурных изменений. Эмпирико-статистич. изучение иск-ва, науки, религии, права и т. д. привело С. к выводу, что в истории существуют три «социокультурные суперсистемы», периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них отличается особым пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. Так, для идеационального типа культуры характерна всесторонняя (т. е. существующая в науке, иск-ве, философии, праве, повседневной жизни) ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистич. ценности. В идеалистич. типе культуры синтезированы ценности культур двух вышеперечисленных типов. Существует также тип культуры, где ценности чувственного, идеационального и идеалистич. типов сосуществуют, не образуя органической связи, что характерно для эпох упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста». Помимо циклич. смены социокультурных типов, С. отмечает также перемещение центров «культурного лидерства» в географич. пространстве. Концепция социокультурной динамики С. явилась специфич. версией круговорота исторического теорий.
Диагностируемый С. кризис совр. чувственной культуры закончится созданием новой идеациональной культуры. Этому поможет распространение идей альтруистич. любви, пропаганде которой С. посвятил последние годы жизни в созданном им Гарвардском центре по изучению творч. альтруизма.
Огромное науч. и публицистич. наследие С. насчитывает ок. 60 томов. С. внёс значит. вклад в развитие самых разных исследовательских направлений, в т. ч. аграрной социологии, социологии революции, теории конвергенции и др. Его труды по истории социологии («Contemporary sociological theories», 1928, и «Sociological theories of today», 1966) содержат изложение истории социологии и социальной философии от античности до нач. 1960-х гг.