Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЁЙЗИНГА ЙОХАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Йо­хан (7.12.1872, Гро­нин­ген – 1.2.1945, Де-Стег, близ Ар­не­ма), ни­дерл. фи­ло­соф, ис­то­рик и тео­ре­тик куль­ту­ры, чл. Ни­дерл. ко­ро­лев­ской АН (1916). Окон­чил Гро­нин­ген­ский ун-т (1895), проф. Гро­нин­ген­ско­го (1905–1915) и Лей­ден­ско­го (1915–42, де­кан ис­то­рич. ф-та в 1927–31, рек­тор в 1932–33) ун-тов. В 1942, во вре­мя нем. ок­ку­па­ции Гол­лан­дии, Х. – ак­тив­ный про­тив­ник на­ци­ст­ской идео­ло­гии, не­од­но­крат­но вы­сту­пал про­тив ра­сиз­ма и ан­ти­се­ми­тиз­ма, был аре­сто­ван и по­ме­щён в конц­ла­герь за­лож­ни­ков, за­тем че­рез три ме­ся­ца от­прав­лен в ссыл­ку.

В цен­тре вни­ма­ния Х. – пе­ре­лом­ные эпо­хи в ис­то­рии ев­роп. куль­ту­ры (Воз­ро­ж­де­ние, Ре­фор­ма­ция, Ни­дер­лан­ды в 17 в.), в мор­фо­ло­гич. ана­ли­зе ко­то­рых, ак­цен­ти­рую­щем их не­по­вто­ри­мые чер­ты, ощу­ти­мо влия­ние О. Шпенг­ле­ра. Х. при­вле­ка­ет ис­сле­до­ва­ние «ис­то­ри­че­ских жиз­нен­ных идеа­лов» (меч­та о «зо­ло­том ве­ке», бу­ко­лич. иде­ал воз­вра­та к при­ро­де, еван­гель­ский иде­ал бед­но­сти, ры­цар­ский иде­ал, иде­ал возрождeния ан­тич­но­сти и т. д.). В ис­то­рич. тру­де «Осень Сред­не­ве­ко­вья: Ис­сле­до­ва­ние форм жиз­нен­но­го ук­ла­да и форм мыш­ле­ния в XIV и XV ве­ках во Фран­ции и Ни­дер­лан­дах» («Herfsttij der Middeleeuwen: Studie over levensen gedachtenvormen de veertien­de en vijftiende eeuw in Frankrijk en de Nederlanden», 1919, рус. пер. 1988) на об­шир­ном ма­те­риа­ле сло­вес­ных ис­точ­ни­ков (мно­го­числ. ци­та­ты из по­этич. про­из­ве­де­ний, бур­гунд­ских хро­ник, ме­муа­ров, лат. ре­лиг. трак­та­тов, со­чи­не­ний нем. и ни­дерл. мис­ти­ков и др.) вос­соз­да­ёт­ся об­щий ха­рак­тер опи­сы­вае­мой эпо­хи «зре­ло­го» Сред­не­ве­ко­вья, взя­той в мо­мент её «над­ло­ма» и кри­зис­но­го раз­ло­же­ния.

В цен­тре фи­ло­со­фии куль­ту­ры Х. – по­ня­тие иг­ры как из­на­чаль­ной фор­мы куль­ту­ры, про­ни­зы­ваю­щей все сфе­ры че­ло­ве­че­ской жиз­не­дея­тель­но­сти – ри­ту­аль­ные свя­щен­но­дей­ст­вия и спор­тив­ные со­стя­за­ния, рат­ное де­ло и су­до­про­из­вод­ст­во, ис­кус­ст­во и фи­ло­со­фию и т. д. («Че­ло­век иг­раю­щий: Опыт опредeле­ния иг­ро­во­го эле­мен­та куль­ту­ры» – «Homo ludens: Proeve eener bepaling van het spelelement der cultuur», 1938, рус. пер. 1992). Иг­ра оп­ре­де­ля­ет­ся как сво­бод­ная дея­тель­ность, за­клю­чаю­щая свою цель в са­мой се­бе, «не свя­зан­ная с обы­ден­ной жиз­нью» и не обу­слов­лен­ная к.-л. «ма­те­ри­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми и дос­тав­ляе­мой поль­зой», про­те­каю­щая со­глас­но доб­ро­воль­но при­ня­тым не­пре­лож­ным пра­ви­лам и со­про­во­ж­даю­щая­ся на­пря­же­ни­ем в ат­мо­сфе­ре «ра­до­ст­но­го во­оду­шев­ле­ния».

На­ря­ду с эти­ми фун­дам. тру­да­ми, ши­ро­кую ев­роп. из­вест­ность по­лу­чи­ло его эс­се «В те­ни зав­траш­не­го дня» («In de schaduwen van morgen», 1935, рус. пер. 1992), со­дер­жа­щее глу­бо­кий ана­лиз кри­зис­ных яв­ле­ний, с ко­то­ры­ми свя­за­но «чув­ст­во упад­ка и за­ка­та на­шей ци­ви­ли­за­ции». К это­му при­мы­ка­ет на­пи­сан­ный в ссыл­ке очерк «По­вре­ж­дён­ный мир» («Geschonden wereld», 1945, в рус. пер. – «За­тем­нён­ный мир», 2010).

Об­ра­ще­ние Х. к ис­сле­до­ва­нию ис­то­рич. пси­хо­ло­гии и по­все­днев­ной жиз­ни по­зво­ля­ет ви­деть в нём не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ка франц. «Ан­на­лов» шко­лы. Кн. «Че­ло­век иг­раю­щий» ока­за­ла воз­дей­ст­вие в 1950–60-х гг. на ра­ди­каль­ную нон­кон­фор­ми­ст­скую мысль За­па­да (Л. Мам­форд, Г. Мар­ку­зе и др.).

Соч.: Verzamelde Werken. Haarlem, 1948–1953. Bd 1–9; Homo ludens: Ста­тьи по ис­то­рии куль­ту­ры / Пер., вступ. ст. Д. В. Силь­ве­ст­ро­ва. М., 1997; Куль­ту­ра Ни­дер­лан­дов в XVII ве­ке. Эразм. Из­бран­ные пись­ма. Ри­сун­ки / Пер. Д. В. Силь­ве­ст­ро­ва. СПб., 2009; Те­ни зав­траш­не­го дня. Че­ло­век и куль­ту­ра. За­тем­нен­ный мир: Эс­се / Пер., пре­дисл. Д. В. Силь­ве­ст­ро­ва. СПб., 2010.

Лит.: Kaegi W. Das historische Werk J. Huizin­gas. Leiden, 1947; Koester K. J. Huizinga. Obe­rursel, 1947; Тав­ри­зян Г. М. О. Шпенг­лер, Й. Хей­зин­га: две кон­цеп­ции кри­зи­са куль­ту­ры. М., 1989; Lem A. van der. J. Hui­zinga: leven en werk in beelden und documenten. Amst., 1993; Strupp Chr. J. Huizinga: Ge­schichts­wissenschaft als Kulturgeschichte. Gött., 2000.

Вернуться к началу