МА́ССОВОЕ О́БЩЕСТВО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ССОВОЕ О́БЩЕСТВО, одна из ключевых характеристик совр. общества в ряде социологич. теорий 20 в. Формирование М. о. связано с новоевропейским процессом модернизации, впоследствии вовлекающим в свой ареал др. регионы мира. Сам термин «М. о.» указывает на усиление влияния масс, широких слоёв населения на разл. стороны социальной жизни. Омассовление совершается параллельно с общей демократизацией социальных отношений, развитием городов и пром-сти, распространением эгалитарных идеологий, подвергающих критике институциональные формы «старого порядка», базировавшегося на ценностной предпосылке о «естественности» обществ. неравенства. Становление М. о. оказывалось возможным благодаря постепенному разрушению традиц. социальных структур – кастового или сословного строя, общинной и цеховой организации, разного рода устойчивых общностей, принадлежность к которым определялась через системы заданных и неизменных статусов. Человек в традиц. обществах считал себя прежде всего членом некоей конкретной группы – «дворянином», «ремесленником», «крестьянином», представителем того или иного племени, рода, этноса, к.-л. религ. конфессии и т. п. При этом положение этих групп постулировалось как принципиально различное, не подлежащее сравнению и сопоставлению. В совр. обществах с их значительно более высоким уровнем структурной и культурной разнородности вместе с тем наблюдается ослабление межгрупповых границ и дистанций, размывание жёстких иерархич. критериев социальной идентификации, которое сопровождается оформлением института гражданства, опирающегося на принцип равенства людей перед законом. Т. о., в М. о. человек выступает во многих ситуациях как «один из множества», как «абстрактный» и «анонимный» индивид. В условиях происходящей т. о. социальной атомизации индивид попадает в зависимость от могущественных безличных административно-бюрократич. механизмов М. о. с их формализмом и неизбежной принудительностью.
В экономич. сфере М. о. характеризуется массовым произ-вом и массовым потреблением, основывающимися на принципах стандартизации, унификации и тиражирования. Промышленная и иная продукция изготавливается в больших количествах с помощью типовых навыков и алгоритмизированных технич. процедур. Множество производителей обеспечивают типовое предложение, а множество потребителей – типовой спрос. Сходным образом функционирует и сфера услуг, а также уподобляемая индустрии массовая культура: разл. символич. блага, информация, модные практики, стили жизни, зрелища выставляются на продажу как товар, находя сбыт в разл. кругах потребителей с «усреднёнными» запросами, вкусами и предпочтениями.
Важнейшим каналом трансляции коллективных представлений в М. о. являются средства массовой информации, благодаря которым распространяются и закрепляются ценностные ориентации, взгляды и установки. Таким образом в М. о. достигается беспрецедентный по сравнению с предшествующими эпохами уровень воздействия на человеческое сознание. Повсеместной практикой становится манипулирование обществ. настроениями, совершаемое в интересах разл. социальных субъектов (коммерч. реклама, политич. пропаганда и т. п.).
Феномен М. о. осмыслялся с разл. мировоззренческих позиций. Оптимистич. взгляд на природу и перспективы развития М. о. представлен гл. обр. в работах амер. учёных, отмечающих в качестве его положительных черт «открытость» и демократичность, обеспечение высокого уровня материального благосостояния для широких слоёв населения, всеобщую грамотность, распространение массового образования, широкий доступ к ценностям «высокой культуры» и т. п. (Э. Шилз и Г. Блумер). Особенности массовой коммуникации, характерной для данного типа социальных систем, анализировали Г. М. Мак-Люэн, Г. Д. Лассуэлл и П. Лазарсфельд.
Критика М. о. складывалась в контексте дискуссии о характере новоевропейской цивилизации (противоречивые оценки событий Французской революции 18 в., сравнение опыта ранней модернизации и демократизации в отд. западноевропейских странах и США в работах Ж. де Местра, Э. Бёрка, А. де Токвиля). Критика общества эгалитарного типа сводилась в большинстве случаев к трём мотивам: консервативному (невозможность социального равенства в силу того, что люди по своей природе не равны), либеральному (свобода не должна приноситься в жертву равенству) и романтически-эстетическому [общество «среднестатистических обывателей» с его утилитаризмом, «смесительным упрощением» (К. Н. Леонтьев) и понижением духовного уровня – одна из осн. тем в творчестве Ф. Ницше, Н. А. Бердяева, Г. Лебона, ставшая центральной в соч. Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», 1929].
Эволюция М. о. в направлении тоталитаризма исследовалась К. Манхеймом и Х. Арендт (механизмы деклассирования и социальной атомизации как средство порабощения масс, формирование массовых тоталитарных движений и т. п.).
Социально-антропологич. изменения, происходящие в М. о., характерные для него типы личности и психологич. установки стали предметом критич. исследования в работах таких представителей франкфуртской школы, как Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в классич. труде Д. Рисмена «Одинокая толпа» (1950) и др.