МА́МФОРД МЭМФОРД ЛЬЮИС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́МФОРД, Мэмфорд (Mumford) Льюис (19.10.1895, Флашинг, штат Нью-Йорк – 26.1.1990, Аминия, там же), амер. социолог и культуролог. Учился в Сити-колледже Нью-Йоркского ун-та и в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Профессор Пенсильванского ун-та (1951–1961, с перерывами), Массачусетского технологич. ин-та (1957–75, с перерывами), Калифорнийского (Беркли, 1961–62) и Гарвардского (1965–71) университетов.
Работы М. 1920-х гг. были посвящены истории утопий, истории амер. архитектуры и культуры, творчеству Г. Мелвилла. С 1930-х гг. он обратился к проблемам развития общества, взаимоотношений человека, техники и культуры. Роль техники рассматривалась М. в отличие как от оптимистически-технократического, так и антитехницистского подхода в широком контексте всей истории человеческой культуры, включающей её нравственные, эстетич. и религ. аспекты, а также с точки зрения качества жизни отд. человека. Считая, что техника не может быть сведена к орудиям и устройствам по замене двигательных операций, М. относил к ней и такие её статич. компоненты («контейнеры»), как очаг, дом, жертвенник, храм, город, завод и т. д. Возникновению и развитию языка и разл. символич. систем М. придавал гораздо большее значение для становления человеческого общества, чем изготовлению и употреблению орудий. Ритуалы и языки общения заложили основы будущего социального устройства через упорядочивание, коммуникацию и объединение людей в группы. В 3-м тыс. до н. э. в Древнем Египте (время пирамид) возникло новое изобретение – «мегамашина», незримая организация тотального управления, включающая политич., хозяйств., военные и бюрократич. компоненты и состоящая (в отличие от механич. машин) из живых людей, каждому из которых предписывалась особая функция. В социальной эволюции это означало переход от отд. деревенских общин к единому иерархич. политич. устройству на огромных территориях. С работой «мегамашины» связан целый ряд др. изобретений (общие стандарты мер и весов, территориальные границы, свод законов, письменность, город). При этом, согласно М., именно город стал действенной альтернативой «мегамашины», поскольку свойственное ему коллективное сотрудничество на основе добровольного компромисса противостояло механич. регламентации и способствовало осмысленному накоплению разнообразных навыков, возможностей и интересов. Формирование представлений о технике как исключительно о механич. устройствах шло параллельно с освоением человеком паровой, электрич. и ядерной энергии (19–20 вв.). Возник миф о всесилии техники, её саморазвитии и неподвластности человеку. Преодоление этого мифа М. связывал с подчинением техники задачам органич. развития, реализации творч. потенций отд. человека и общества в целом (развёртывание обширной сети добровольных сообществ и ассоциаций, разнообразных инфраструктур общения, восстановление симбиотич. взаимодействия человека со средой и т. п.).