РИ́СМЕН ДЕЙВИД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́СМЕН (Riesman) Дейвид (22.9.1909, Филадельфия – 10.5.2002, Бингемтон, штат Нью-Йорк), амер. социолог. Окончил Гарвардский ун-т (1934), затем работал в области правоведения, в т. ч. как практикующий юрист. В 1937–41 проф. ун-та г. Буффало. В 1940-е гг. обратился к изучению социальных наук. Проф. Чикагского (1946–58) и Гарвардского (с 1958) ун-тов. Получил широкую известность благодаря кн. «Одинокая толпа: Исследование изменений американского характера» («The lonely crowd: a study of the changing American character», 1950, совм. с Н. Глейзером и Р. Денни).
Наряду с Э. Фроммом, Р. явился одним из создателей теории социального характера, понимаемого как «более или менее постоянная социально и исторически обусловленная организация стремлений индивида и способов их удовлетворения», особого рода «установка», с которой типичный представитель определённой группы, класса, эпохи «подходит к миру и людям». Р. выделил три осн. типа социального характера, соответствующие разным этапам обществ. развития и режимам воспроизводства населения (хотя в одном и том же обществе в конкретный момент времени могут сосуществовать носители разных характеров). В доиндустриальных обществах с их клановой, кастовой или сословной организацией, высоким уровнем рождаемости и смертности доминирует характер, «ориентированный на традицию», предполагающий полное подчинение индивида группе, её устоям и правилам. Начиная с эпохи Возрождения и Реформации в процессе становления «классического» капитализма свободной конкуренции, раннего индустриального общества, в условиях резкого роста численности населения на передний план выходит носитель «изнутри ориентированного» (или «ориентированного на себя») характера. Его отличают инициативность, индивидуализм, самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, самоконтроль, психологич. и моральная стабильность и т. п. Его жизненным проектом управляет своего рода «внутренний гироскоп», осью которого становятся цели и ценности, заложенные в детстве. Наконец, в 20 в., в эпоху «организованного капитализма», в массовом обществе, ранее др. стран – в США, получает распространение «извне ориентированный» (или «ориентированный на другого») тип характера (имеющий ряд сходств с «организационным человеком» У. Уайта, белыми воротничками Ч. Р. Миллса). Низкая рождаемость в данном обществе уравновешивается низкой смертностью. Свободного предпринимателя сменяет «служащий», «человек корпорации», становящийся нередко объектом бюрократич. администрирования. Убеждения, вкусы и наклонности такого человека изменчивы и в то же время стандартизированы, формируются под воздействием средств массовой информации, моды, общественного мнения. Система его жизненной ориентации скорее напоминает «радар» или «флюгер»: он легко манипулируем, подвержен всевозможным внешним влияниям, эмоционально и психологически нестабилен, значительно больше, чем «изнутри ориентированный», нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих. Каждому из рассмотренных типов социального характера соответствуют особые психологич. механизмы регуляции поведения: чувство стыда и боязнь публичного позора для «ориентированного на традицию», глубинное чувство вины для «изнутри ориентированного», чувство тревоги и страха для «извне ориентированного». Всем этим трём типам Р. противопоставляет «автономную личность», неконформную, внутренне свободную, сохраняющую дистанцию в отношении внешних авторитетов, ценностей массовой культуры и общества потребления.