ОБЩЕ́СТВЕННОЕ МНЕ́НИЕ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЩЕ́СТВЕННОЕ МНЕ́НИЕ, выражение устойчивого согласия в обществе или в отдельных группах населения относительно важных вопросов или событий текущей социально-политич. жизни. В социальных науках нет однозначного понимания природы О. м., поскольку контекст «публичности» – пространства, в котором открыто высказываются мнения, претендующие на всеобщее внимание, существенно менялся в обществах с разным гос.-политич. устройством. Осн. социальными функциями О. м. считаются: 1) интеграция социального целого через внесение и поддержание авторитетных мнений, обеспечение тематики массовой коммуникации; 2) контроль социальный, поскольку коллективные представления, получившие статус О. м., обладают принудительной силой, или нормативной значимостью: пренебрежение или отклонение от «общепринятого» грозит нарушителям применением групповых или институциональных санкций, имеющих как моральный, так и правовой характер; авторитетность «лидеров мнений» обусловлена тем, что они задают интерпретацию актуальных, а потому всегда проблемных, требующих определённости явлений с точки зрения фундам. ценностей социума; 3) легитимация наличной системы господства и обеспечение массовой поддержки действующей власти, исходя из принципов навязанного или организованного ценностного консенсуса. О. м. как социальный институт возникает в ходе европ. модернизации, при переходе от традиционного, сословного и иерархич. социума к совр. массовому обществу, одновременно с формированием представительной демократии, свободных средств массовой коммуникации, открытой рыночной экономики и конкуренцией элит за внимание общества.
Эволюция понятия общественного мнения
Понятие О. м. появляется в сер. 18 в. во Франции, в Англии и её сев.-амер. колониях. Первоначально слово имело скорее негативный оттенок (противопоставление мнения «обычного человека» взглядам и суждениям аристократа, учёного, просвещённого философа и т. п.), но вскоре идея О. м. становится обоснованием права отд. человека (свободного бюргера, гражданина, а не подданного) на выражение собств. мнения об обстоятельствах, имеющих важное значение для всех или «многих». Дж. Локк выдвинул идею «закона мнений и репутаций», способного стать третьим источником права, наряду с божественными заповедями и человеческими установлениями. Ко времени Французской революции 18 в. понятие О. м. уже непосредственно связано с программой эмансипации либеральной буржуазии и сторонников республики и используется как аргумент в дискуссиях об «общей воле», «голосе народа», «духе нового времени». В О. м. соединяются как идеологич. интересы господства образованного сословия, так и моральная сила, придающая власти ореол законности и справедливости, что делает это понятие одним из центральных в языке политич. философии 19 в. Свобода выражения О. м. рассматривается как гл. препятствие для злоупотребления властью, а её правовая фиксация и защита осознаются как необходимый элемент конституции государства, восполняющий ограниченность контроля над правительством и бюрократией со стороны суда и парламента.
Однако осознание идеологич. характера О. м. и практики навязывания правящими классами своих взглядов посредством «господства через слова» породили целую литературу, посвящённую критике О. м. Начатое ещё А. де Токвилем и Дж. С. Миллем обсуждение проблемы манипулирования мнениями социально слабых или зависимых групп, демагогич. стирания различий между рационально обоснованным суждением образованных слоёв, профессионалов и экспертов и неполным знанием, неинформированностью толпы с её быстро меняющимися настроениями было продолжено Ф. Тённисом и амер. публицистом У. Липпманом (1889–1974) вплоть до работ П. Бурдье и его сторонников.
Итогом этих дискуссий стало разведение нормативного подхода в изучении О. м., ориентированного на теории демократии (О. м. как выражение обществ. интереса, взглядов и запросов всего населения), и подхода эмпирич. наук (социологии, социальной психологии, теории коммуникаций), занятых анализом содержания О. м. или влияния О. м. на взаимоотношения в обществе. Если в первом случае «общественность» рассматривается как открытая солидарность, коллективное взаимодействие, ориентированное на коммуникацию с политич. структурами, то во втором случае «общественное» отождествляется с состояниями массового сознания, т. е. с характеристиками опрошенных, вменяемыми «всем людям», принадлежащим к описываемому коллективу или социуму. Объясняющим моментом здесь оказывается факт подчинения индивида «мнению» предполагаемого большинства («спираль молчания», описанная нем. социологом Э. Ноэлль-Нойман, 1916–2010) или ориентация индивида на коллективные образцы действия и оценки. Как показал У. Липпман, О. м. может быть артикулировано лишь в виде массовых стереотипов, речевых клише и формул, воспроизводящих коллективные символы, иллюзии, фобии, мифы, которые в скрытом виде опосредуются периодич. печатью, радио, а позднее – телевидением. О. м. не сводится к сумме индивидуальных мнений, полученных в ходе массовых опросов, т. е. к мнению статистич. «большинства» – среднему распределению ответов опрошенных в социологич. исследованиях населения. Гл. проблемами эмпирич. исследований О. м. становятся вопросы: кто выражает «общее мнение», какой социальный (групповой, институциональный) авторитет стоит за ним, какими институциональными и риторич. средствами артикулируются эти представления, как они распространяются в обществе, кто играет роль фильтров или механизмов селекции мнений.
Особое значение О. м. приобретает в ситуациях социального кризиса, радикальных изменений. В периоды резкой трансформации социальной структуры О. м. может указывать векторы и направления перемен или, наоборот, играть консервативную роль фактора, блокирующего реформы. Именно в эти моменты встают политич. и науч. проблемы верификации О. м. Напротив, стабильные периоды характеризуются стремлением властей к управлению О. м., возникает спрос на политич. технологии управления массовым сознанием. В тоталитарных режимах вообще не встаёт вопрос об О. м., поскольку и легитимация, и социальный контроль осуществляются средствами жёсткого принуждения, тотальной идеологич. доктринизацией населения.
Исследования общественного мнения
Появление первых зондажей О. м. относится к нач. 19 в. в США, однако признание их важности и эффективности пришло лишь в сер. 1930-х гг. после того, как Дж. Гэллап применил для электоральных прогнозов президентских выборов технологии нац. опросов, опирающиеся на статистич. выборочные методы репрезентации осн. слоёв и групп населения, опробованные в рекламном бизнесе и изучении потребительского рынка. Исследования О. м. в США исходили из того, что подобные опросы могут стать аналогом прямой демократии, существовавшей на начальных фазах гор. самоуправления, и компенсировать пассивность населения в обществе, оказавшемся слишком большим и гетерогенным в этнич. и имущественном плане, чтобы коллективно и быстро решать свои проблемы. Опросы населения, которые первоначально мыслились как периодич. выборочные референдумы, определяющие реакции населения на обсуждаемые вопросы дня, казалось, могли бы снять множество технич. трудностей, возникавших при проведении настоящих референдумов (большие финансовые и организац. затраты, растянутость процедуры во времени). Инициаторами и заказчиками подобных опросов были печать и радиокомпании, т. е. институты, претендовавшие на репрезентацию обществ. интересов. Существенным для поддержки исследований было понимание того, что измерение социальных установок и мнений нужно в первую очередь самому обществу, а не политикам или бюрократии.
Новации, которые принёс Дж. Гэллап в технологию зондажей О. м., заключались в использовании личных интервью респондентов по месту их жительства (а не почтовых опросов), отбираемых в соответствии со статистич. правилами построения репрезентативных выборок населения, в налаживании системы постоянного сбора, контроля и анализа полученных данных, в организации распространения результатов опросов. Ценность полученных данных с течением времени лишь возрастает, поскольку накопление данных опросов, проведённых по одной и той же методике, делает возможным строить динамические ряды распределения мнений и таким образом выявлять долговременные тренды массовых установок, фиксировать поколенческие изменения населения в целом или отд. социальных групп. Эти базовые принципы определяют работу всех центров изучения О. м. во всём мире.
После окончания 2-й мировой войны в США и Европе началась быстрая институционализация исследований, заказчиками опросов становятся также и гос. структуры. Помимо Ин-та Гэллапа были основаны амер. центры Л. Харриса, А. Х. Кантрила и др., в ФРГ возник авторитетный Ин-т демоскопии в Алленсбахе, во Франции был создан Франц. ин-т изучения обществ. мнения и рынка, опросные службы появились вскоре в Италии, Польше и др. странах; стали издаваться специализиров. журналы, посвящённые теории и практике изучения О. м., были основаны нац. и междунар. ассоциации исследователей обществ. мнения.
Тематика опросов непрерывно расширялась, включая в себя не только политические, но и любые др. вопросы, волновавшие публику или правительства, руководства политич. партий или СМИ (этнич., религ., экономич. проблемы, отношения между поколениями, образы др. стран и т. п.). Сегодня практика изучения О. м. предполагает не только фиксацию массовых настроений, но и выявление связей между мнениями разл. групп с символич. и ценностно-нормативными структурами социального целого, а также учёт коммуникативного характера О. м., т. е. тех воздействий на коллективные представления и поведение граждан, которые оказывают СМИ и лидеры мнений, опосредующие и интерпретирующие поток поступающей информации.
Появление Интернета принципиально не изменило механизмы формирования О. м., однако резко расширило сферу публичных коммуникаций, сделав доступным для пользователей гораздо большее число источников информации, включая и сайты печатных или аудиовизуальных СМИ, а также облегчив межличностный обмен полученными сведениями и их интерпретациями. Следствием этого стали рост интенсивности и скорости информац. процессов, с одной стороны, ослабление цензуры и контроля над содержанием информац. потоков в зонах распространения сети – с другой. Интернет является не альтернативой, а дополнением СМИ как системы межгрупповых коммуникаций. Как всякое технич. средство, он не порождает собственных смыслов и авторитетов, а лишь проявляет уже существующие смысловые основания обществ. отношений. Поэтому глобальная сеть сохраняет осн. структуру массовых коммуникаций, её двухступенчатый характер: авторитетный коммуникатор (групповые лидеры мнений, производящие селекцию и оценку информац. потока) – реципиент, но увеличивает доступность множества авторитетных мнений и каналов их распространения, ослабляя зависимость реципиента от информац. монополизма и языка доминирования властвующих групп.
Изучение общественного мнения в России
Первые попытки систематич. изучения О. м. в сов. время были предприняты рос. социологом Б. А. Грушиным (1929–2007), который создал (вначале при «Комсомольской правде») Ин-т изучения обществ. мнения (1960–67), а затем – в рамках Ин-та конкретных социальных исследований АН СССР – Центр изучения обществ. мнения (ЦИОМ, 1968–1972). Однако неизбежные конфликты с парт. руководством стали причиной ликвидации обоих проектов. Уже во время перестройки в 1987 усилиями Т. И. Заславской и Б. А. Грушина был создан Всесоюзный (после 1991 Всероссийский) центр изучения обществ. мнения (ВЦИОМ), ориентированный на гэллаповскую модель и проведение общенациональных опросов в «промышленном» режиме. Соединив академич. задачи описания переходного общества и опросные методы получения информации, ВЦИОМ открыл новую эпоху социологич. исследований в стране, став образцом для всех последующих организаций изучения О. м. В Рос. Федерации действуют три крупные исследовательские организации, систематически проводящие регулярные социологич. опросы О. м. (Фонд обществ. мнения, Аналитич. центр Юрия Левады, ВЦИОМ), а также неск. десятков частных и государственных, общероссийских и региональных. Выходят периодич. издания, издаются науч. монографии, в которых представлены результаты этих исследований.