Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СРЕ́ДСТВА МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 124-125

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СРЕ́ДСТВА МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИ (англ. mass media), ка­на­лы опе­ра­тив­но­го и об­ще­дос­туп­но­го рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции сре­ди ши­ро­ких масс на­се­ле­ния.

Воз­ник­но­ве­ние фе­но­ме­на СМИ (кон. 16 – нач. 17 вв.) свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем гра­мот­но­сти сре­ди на­се­ле­ния, рас­ши­ре­ни­ем кон­так­тов ме­ж­ду стра­на­ми и на­ро­да­ми, тре­бую­щи­ми осо­бой сис­те­мы об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей, с изо­бре­те­ни­ем кни­го­пе­ча­та­ния, сде­лав­шим тех­ни­че­ски воз­мож­ным мас­со­вую пе­ре­да­чу зна­ний. Про­об­ра­за­ми совр. пе­рио­дич. пе­ча­ти мож­но счи­тать ве­не­ци­ан­ские ру­ко­пис­ные лис­тов­ки 2-й пол. 16 в. [1 лис­тов­ка за 1 мел­кую мо­не­ту, га­се­ту (итал. gazzetta); отсю­да на­зва­ние осн. пе­рио­дич. из­да­ния СМИ – га­зе­ты]. С нач. 17 в. поя­ви­лись пер­вые ев­роп. пе­чат­ные га­зе­ты (напр., вы­хо­див­шая с 1631 во Фран­ции «La Gazette», ти­раж 1200 экз., и др.), в Рос­сии пер­вый но­мер пе­чат­ной газ. «Ве­до­мо­сти» вы­шел 2(13).1.1703. С кон. 19 – нач. 20 вв. пе­рио­дич. пе­чать ока­зы­ва­ла глу­бо­кое воз­дей­ст­вие на об­ществ. мне­ние, она ста­ла ис­поль­зо­вать­ся для до­сти­же­ния по­ли­ти­че­ски­ми и ины­ми си­ла­ми оп­ре­де­лён­ных це­лей (борь­ба за сфе­ры влия­ния, ра­зо­бла­че­ние эко­но­мич. и иных пре­сту­п­ле­ний и т. п.). В 1-й тре­ти 20 в. поя­ви­лись но­вые СМИ, обес­пе­чи­ваю­щие мгно­вен­ность пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции с лю­бой точ­ки пла­не­ты, – ра­дио (с 1920 в США, с 1924 в СССР) и те­ле­ви­де­ние (с 1935 в Гер­ма­нии, с 1936 в Ве­ли­ко­бри­та­нии, с 1939 в СССР и США). С 1990-х гг. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние раз­ви­ваю­щие­ся в се­ти Ин­тер­нет СМИ но­вой вол­ны – ин­тер­нет-те­ле­ви­де­ние и ин­тер­нет-ра­дио, элек­трон­ные вер­сии бу­маж­ных из­да­ний, бло­ги и пр., ме­диа­кон­тен­ты мо­биль­ной те­ле­фо­нии, со­ста­вив­шие серь­ёз­ную кон­ку­рен­цию т. н. тра­ди­ци­он­ным СМИ.

Ны­не дея­тель­ность СМИ, как пра­ви­ло, рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся за­ко­ном. За­кон РФ «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» (1991) оп­ре­де­ля­ет СМИ как «пе­чат­ное из­да­ние, се­те­вое из­да­ние, те­ле­ка­нал, ра­дио­ка­нал, те­ле­про­грам­ма, ра­дио­про­грам­ма, ви­део­про­грам­ма, ки­но­хро­ни­каль­ная про­грам­ма, иная фор­ма пе­рио­дич. рас­про­стра­не­ния мас­со­вой ин­фор­ма­ции под по­сто­ян­ным на­име­но­ва­ни­ем (на­зва­ни­ем)».

См. Мас­со­вая ком­му­ни­ка­ция.

Вернуться к началу