ДВОРЕ́Ц
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВОРЕ́Ц (от «княжий двор» – жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально – резиденция властителя или представителей высших слоёв общества; со средних веков – также важнейшие здания органов гос. власти, а с 19 в. – особо значит. сооружения разл. обществ. назначения. Для дворцовой архитектуры разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного иск-ва. Уже в ранних цивилизациях – государств Древнего Востока и вост. части Средиземноморья – строительство Д. было во многом связано с задачами представительности и с гос. идеологией. Во Д. др.-егип. фараонов (напр., Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для приёмов и церемоний; Д. крито-микенской эпохи (Кносский Д. на о. Крит, 20–15 вв. до н. э.) представляли собой сложную архитектурно-пространственную композицию, включавшую множество дворов, парадных, жилых и хозяйств. помещений. От перс. Д. (в Персеполе, 6–4 вв. до н. э.) сохранились руины торжеств. входов, широких лестниц, многоколонных залов.
Новая фаза в развитии архитектуры Д. начинается с постройки Д. римского имп. Августа (14 н. э.); за ним последовали Д. других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме (отсюда лат. название Д. – palatium, лёгшее в основу соответствующих терминов во мн. языках – итал. palazzo, франц. palais, исп. palacio, англ. palace, нем. Palast, рус. палаты и др.). Римские Д. отличались симметрией осн. репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, создававшими стройную систему соподчинённых внутр. пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н. э.). Величественные руины этих Д. поражают размахом и монументальностью. По образцу римских Д. строились резиденции императоров и их наместников в европ., азиат. и афр. провинциях (Д. Диоклетиана в Сплите, ок. 300), а позднее также на территориях, входивших в Визант. империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и худож. традициям [Большой дворец (4–6 вв.) и Буколеон (5–8 вв.) в Константинополе].
С развитием ср.-век. городов-республик в Европе (прежде всего в Италии) появились Д. органов муниципального самоуправления и должностных лиц (Палаццо Публико в Сиене, Дворец дожей в Венеции, Палаццо Веккьо во Флоренции), также богатых и знатных горожан (Палаццо Медичи–Риккарди во Флоренции). На развитие дворцовой архитектуры Испании и Португалии оказали влияние мавританские Д. 13–14 вв., отличавшиеся изощрённостью и богатством декора (Альгамбра в Гранаде, Алькасар в Севилье и др.). Наряду с монархами и знатью Д. строили также высшие иерархи Церкви (папские Д. в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; епископские резиденции, патриаршие и архиерейские палаты на Руси). В рус. ср.-век. дворцовых комплексах 12–17 вв. ярко выражена живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функциональному назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. д. (княжеский Д. в Боголюбове, Теремной дворец Московского Кремля, несохранившийся дерев. Д. в Коломенском).
В Европе в течение 15–16 вв. резиденции феодалов, которые в средние века были укреплёнными замками и крепостями, постепенно освобождаются от оборонит. функций и приобретают черты Д. (перестройка Лувра в Париже). Монументальные Д. 16–18 вв. с просторными внутр. дворами, с залами для приёмов, помещениями для библиотек, худож. собраний и т. д. отличались парадной репрезентативностью (в Италии – Квиринальский дворец в Риме; в Испании – Эскориал, а также недостроенный Д. имп. Карла V в Гранаде; во Франции – Фонтенбло; в Австрии – Бельведер в Вене; в России – Зимний дворец в С.-Петербурге и др.). Начиная с эпохи барокко и классицизма (до нач. 19 в.) получают развитие дворцово-парковые ансамбли, занимающие обширную территорию. Д. чаще всего располагается на гл. планировочной оси регулярного парка и доминирует над окружающим пространством [Во-ле-Виконт и Версаль во Франции; Бленейм и Букингемский дворец в Англии; Шёнбрунн в Австрии; Палаццо Реале в Казерте в Италии; Аранхуэс в Испании; Цвингер и Потсдам в Германии; имп. и великокняжеские Д. в Ораниенбауме, г. Петродворец (Петергоф), Царском Селе (см. г. Пушкин), Гатчине, Павловске и Царицыне (Москва) в России, и др.]. Д., как правило, имеет два фасада: обращённый к парадному двору (кур-д’онёр) и парковый. Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада парадных помещений. Дворцы монархов часто служили образцом для усадеб аристократии и дворянства в Англии, России и др. странах. Во многих случаях виллы, частные гор. дома, особняки (итал. casa или ca’, франц. maison и hôtel, англ. house или hall, нем. Haus) также приобретают черты дворцовой постройки и типологически могут быть отнесены к Д. (Вилла Джулия в Риме, отель Субиз в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа, Ка-д’Оро в Венеции, Кенвуд-хаус в Лондоне, Хардуик-холл в Дербишире, Дом Пашкова в Москве и др.).
Сочетание репрезентативной архитектуры и природы характерно и для дворцового зодчества Востока. Императорский дворец в Пекине, императорские Д. в Токио и Киото (Япония) представляют собой огромные комплексы жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции.
С сер. 19 в. понятие Д. размывается; его часто применяют ко мн. крупным, обычно роскошно отделанным обществ. зданиям разл. назначения (Хрустальный дворец в Лондоне; разнообразные Д. спорта, съездов и конгрессов, культуры, бракосочетаний и т. п.).