УСА́ДЬБА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСА́ДЬБА, отдельное землевладение с комплексом жилых и хозяйств. построек, а также с насаждениями (парками, садами и т. п.). В России У. были распространены у представителей мн. сословий и сословных групп (крестьян, купцов, дворян и пр.), существовали как сельские, так и городские У. Этимология слова происходит от глагола «сажать», «усадить» и отражает определённый этап развития поместно-вотчинного права (см. Вотчина и Поместье). Особое место в истории и культуре России занимает провинц. дворянская (со 2-й пол. 19 в. также и купеческая) У. 17 – нач. 20 вв. В 16–17 вв. У., как правило, создавались в вотчинах. С последней четв. 17 в. процесс сложения У. приобрёл массовый характер; к кон. 17 в. в 78 уездах страны существовали поместья с господскими дворами. Новый этап развития У. начался с указа царя Петра I от 23.3 (3.4).1714 «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», по которому был уравнен статус вотчин и поместий. Принятие манифеста имп. Анны Ивановны от 31.12.1736(11.1.1737) «О порядке приёма в службу шляхетских детей и увольнения от оной» дало возможность одному или нескольким сыновьям дворянина остаться при доме для управления имением. Новый импульс к развитию У. дал Манифест о вольности дворянства 1762. Период 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. – расцвет рус. дворянской усадебной культуры. В это время ок. 80% У. принадлежало среднепоместным дворянам (имевшим 100–500 крепостных).
Обязат. элементами каждой У. были: парадная зона с гл. домом и жилыми флигелями; хозяйств. зона с людскими избами, конюшнями и т. д.; садово-парковая зона с прудами. Часто рядом находилось село с дворами крепостных крестьян и приходским храмом. У. являлись центрами культуры: в них работали иностр. и рос. архитекторы и художники, в т. ч. крепостные (см., напр., Аргуновы); действовали крепостные театры, оркестры, создавались выдающиеся произведения садово-паркового искусства. В кон. 19 – нач. 20 вв. в У. сформировались худож. объединения и мастерские (Абрамцево, Талашкино). Усадебный мир родового дворянского гнезда широко представлен в рус. литературе 19 – нач. 20 вв.
К сер. 19 в. началось дробление имений и их скупка представителями купечества. С 1861 по 1902 дворянское землевладение сократилось на 30 млн. десятин, что составило треть всей площади поместий; только крупная аристократия сохранила родовые У. Октябрьская революция 1917 и последовавшие преобразования положили конец существованию У. в их традиц. виде. В сов. период в ряде У. созданы музеи-заповедники (Пушкинский заповедник, Ясная Поляна, Тарханы, Пенаты, Новоспасское, Хмелита и др.). К нач. 21 в. утрачено более 90% дореволюц. рус. загородных У.; большинство сохранившихся являются бесхозными и продолжают разрушаться.
С кон. 17 в. начался подъём архитектуры в У. (каменные церкви в стиле нарышкинского барокко); гл. дома были в осн. деревянными (эта традиция во многом сохранялась вплоть до нач. 20 в.). Среди крупных У. характерны Дубровицы, Фили, Полотняный Завод. Образцами архитектуры У. служили имп. резиденции; с сер. 18 в. – ближние дачи на Петергофской дороге; в Подмосковье – парадные усадьбы (Кусково, Останкино). В 3-й четв. 18 в. в провинции появились кирпичные гл. дома в формах «плоскостного» барокко (Ферзиково в Калужском у., Грузины в Новоторжском у.). Распространение с 1760-х гг. дворцово-парковых комплексов в формах раннего классицизма связано с творчеством Ж. Б. М. Валлен-Деламота (Ярополец Чернышёвых), И. Е. Старова (Богородицк), К. И. Бланка. Во 2-й пол. 18 в. по имп. заказу создавались комплексы в «экзотических стилях» (Ораниенбаум, арх. А. Ринальди; Чесменский дворец, арх. Ю. М. Фельтен; Царицыно). У. в вариациях неоготики, отражавшей «рыцарскую» тему, получили распространение в имениях военачальников (Троицкое-Кайнарджи, Марьинка, «Сабуровская крепость» в с. Сабурово Орловского у.).
У. последней трети 18 в. в стиле классицизма разнообразны по типам: с центрич. парадными дворами и некрупными домами (Волынщина, Петровское-Княжищево в Верейском у.); с обширными замкнутыми дворами и большими дворцами (Архангельское, Зубриловка, Надеждино в Сердобском у.; Ляличи в Суражском у., арх. Дж. Кваренги); с линейной композицией гигантского дворца (Остафьево); с небольшим гл. домом «усадьбы сельского джентльмена» и пейзажным парком (Красное). Палладианство и иск-во создания англ. ландшафтного сада в рус. культуре последней четв. 18 в. связано с работами Ч. Камерона, Кваренги, Н. А. Львова, А. Т. Болотова. В кон. 18 – нач. 19 вв., подобно образцовому городку София близ Царского Села, в провинции строили «городки-усадьбы» с примыкавшими идеальными поселениями (Авдотьино, Степановское-Волосово в Зубцовском у.). В 19 в., в эпоху позднего классицизма, историзма и эклектизма, У. формировали в соответствии с новыми стилистич. предпочтениями (Марфино; Кирицы в Спасском у., арх. Ф. О. Шехтель). В Абрамцево и Талашкино создали выразит. постройки в неорусском стиле. Немало У. в 1910-е гг. возвели в формах неоклассицизма (Костино в Рязанском у., Студёные Ключи в Кинешемском у. и др.).
Изучение рус. У. шло со 2-й пол. 19 в., став в то время гл. направлением в отеч. краеведении. В 1920-х гг. значит. вклад в исследование У. внесло Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ). Подъём интереса к истории рус. У. во 2-й пол. 20 в. связан с деятельностью Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (с 1965), гос. программой «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» (СПАМИР; с 1968), работой возобновлённого ОИРУ (с 1992; в т. ч. справочники А. Б. Чижкова, с 2002), Нац. фонда «Возрождение русской усадьбы» (с 2000) и др.