ДУБРО́ВИЦЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУБРО́ВИЦЫ, посёлок в Подольском р-не Московской обл., усадебный ансамбль 18–19 вв. Расположен на мысу при слиянии рек Десна и Пахра. Впервые упоминается в писцовых книгах 1627, здесь находился дерев. храм Ильи Пророка. Усадьба принадлежала боярину И. В. Морозову (ум. 1670), который в 1656 завещал её дочери Аксинье (Ксении; ум. 1670), бывшей замужем за кн. И. А. Голицыным (см. в ст. Голицыны). В 1688 Д. были проданы невесткой кн. И. А. Голицына – кн. М. Ф. Голицыной (урождённой княжной Долгоруковой) кн. Б. А. Голицыну, с именем которого связана постройка здесь Знаменской церкви. Усадебный комплекс в его нынешнем виде сформировался в сер. 18 в. при внуке Б. А. Голицына – кн. С. А. Голицыне (1695–1758). Внук последнего – кн. С. А. Голицын (1756–95) в 1781 продал усадьбу гр. Г. А. Потёмкину, во владении которого она находилась до 1787. В 1787–1863 Д. принадлежали Дмитриевым – Мамоновым, в 1864–1915 – кн. С. М. Голицыну, а в 1915–17 его четвёртой жене – А. А. Голицыной (урождённой княжне Кугушевой; 1869–1950). В 1918 из Д. вывезены мн. предметы иск-ва и внутр. убранства гл. дома. В 1921–27 в Д. действовал Музей дворянского быта, затем гл. дом был передан под детский дом. В 1947 здесь разместился Всесоюзный НИИ кормления с.-х. животных, вошедший в 1956 в состав Всесоюзного НИИ животноводства, который в 1961 был полностью переведён в Дубровицы.
Планировка усадьбы сер. 18 в. является ранним примером диагонального размещения 4 флигелей (первоначально соединялись оградой) по отношению к гл. дому, который был 2-этажным. В нач. 19 в. при перестройке гл. дома (кирпичного, на белокаменных подвалах) в стиле классицизма был возведён 3-й этаж, композиция гл. фасада преобразована в 3-частную и создана открытая полуротонда на парковом фасаде. Был значительно перестроен в 1930-е гг. После пожара 1964 в результате реставрации в 1966–70 гл. дому частично возвращён прежний облик. Конный двор 2-й четв. 19 в. – в неоготических формах. Усадебная Знаменская ц. – выдающееся произведение рус. зодчества кон. 17 в. Композиционно она близка к храмам типа «восьмерик на четверике», но уникальна по богатому декоративному оформлению. Заложена 22.7(1.8).1690, освящена в февр. 1704 в присутствии царя Петра I. Центрич. белокаменное сооружение в плане представляет квадрат, к которому со всех сторон примыкают 3-лопастные части (алтарь и 3 притвора). Центр. объём имеет вид 8-гранной башни, завершённой ажурной металлич. короной с крестом (выс. 42,3 м). Стены алтаря и притворов с внешней стороны покрыты рустом, цоколь и верхний ярус – орнаментальной резьбой в духе европ. барокко. В убранстве использованы резные белокаменные колонны, аттики, круглая скульптура (статуи апостолов). Интерьер украшен рельефными фигурами и композициями на темы Ветхого и Нового Завета, исполненными в технике стукко. Авторами лепнины считают итальянцев: Дж. Ф. Росси, П. Джелпи, А. Квадрио, прибывших в Россию в 1696–97, или же Д. Руска, Дж. М. Фонтану, К. Феррару, Г. Квадро и др., приехавших в 1703. В документах упоминается также скульптор Монсенжак. Иконы, иконостас, оформление хор, несохранившиеся клиросы исполнены иконописцами и резчиками Оружейной палаты Московского Кремля. При церкви в сер. (?) 18 в. была построена колокольня с престолом Адриана и Наталии (взорвана в 1931). Храм реставрировался в 1848–50 под рук. Ф. Ф. Рихтера и в 1960–2000-е гг.