Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО

САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО, ис­кус­ст­во соз­да­ния са­дов, пар­ков, скве­ров, буль­ва­ров и др. озе­ле­няе­мых тер­ри­то­рий. С.-п. и. ис­поль­зу­ет для ор­гани­за­ции про­стран­ст­ва жи­вой рас­тит. ма­те­ри­ал, не­пре­рыв­но ме­няю­щий свой об­лик, объ­е­ди­ня­ет в еди­ное це­лое при­ро­ду и ху­дож. твор­че­ст­во. Под­бор рас­те­ний для разл. кли­ма­тич. и поч­вен­ных ус­ло­вий и их раз­ме­ще­ние осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с учё­том ар­хит. со­ору­же­ний, во­доёмов, ал­лей, пло­ща­док, скульп­ту­ры. Мно­го­об­раз­ные ком­по­зиц. приё­мы С.-п. и. мож­но све­сти к двум осн. прин­ци­пам: ре­гуляр­но­му («франц. парк», принципы которого разработаны в 17 в. А. Ленотром и др.) и пей­заж­но­му (жи­во­пис­но­му, ими­ти­рую­ще­му ес­теств. ланд­шафт, – «английский парк», с 18 в.).

Исторический очерк

В го­су­дар­ст­вах Древ­не­го ми­ра пар­ки соз­да­ва­лись при куль­то­вых со­ору­же­ни­ях, ре­зи­ден­ци­ях пра­ви­те­лей, зна­ти и т. д. Пла­ни­ров­ка са­дов в Древ­нем Егип­те от­ли­ча­лась стро­гой ре­гу­ляр­но­стью: гл. зда­ние рас­по­ла­га­лось в цен­тре, пря­мая ал­лея со­еди­ня­ла его с вхо­дом на уча­сток и яв­ля­лась осн. ком­по­зиц. осью, де­лив­шей тер­ри­то­рию са­да на 2 рав­ные час­ти, в ка­ж­дой из ко­то­рых раз­ме­ща­лись пря­мо­уголь­ные во­до­ёмы. В го­су­дар­ст­вах Дву­ре­чья су­ще­ст­во­ва­ли боль­шие охот­ни­чьи за­по­вед­ни­ки, а так­же са­ды, раз­би­тые на тер­ра­сах (Ви­ся­чие са­ды Се­ми­ра­ми­ды в Ва­ви­ло­не). В Древ­ней Гре­ции сим­мет­рич­но по­са­жен­ные де­ре­вья не­ред­ко ок­ру­жа­ли хра­мы, ино­гда и центр го­ро­да (напр., аго­ру в Афи­нах). Уже в 5 в. до н. э. бы­ли рас­про­стра­не­ны ре­гу­ляр­ные са­ды, ук­ра­шен­ные ко­лон­на­да­ми и скульп­ту­рой. В Древ­нем Ри­ме в С.-п. и. боль­шую роль иг­ра­ли ис­кусств. во­до­ёмы, фон­таны, а так­же под­стри­жен­ные де­ре­вья и кус­тар­ни­ки; из­люб­лен­ны­ми ма­лы­ми фор­ма­ми бы­ли трель­яж­ные из­го­ро­ди, пер­го­лы и др. пар­ко­вые со­ору­же­ния (двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль Вил­лы Ад­риа­на в Ти­во­ли, 1-я пол. 2 в. н. э.). Ти­пич­ны са­ди­ки до­мов-пе­ри­сти­лей (из­вест­ны по рас­коп­кам Пом­пеи и Гер­ку­ла­ну­ма).

Фото Masaaki Komori Садово-парковое искусство. Сад монастыря Тенрюдзи в Киото (Япония). Создан Мусо Сосэки в 14 в.

В сред­ние ве­ка ре­гу­ляр­ные са­ды араб. стран, Пер­сии, Ср. Азии за­мы­ка­лись со всех сто­рон вы­со­ки­ми сте­на­ми. Уз­кие ка­на­лы раз­де­ля­ли тер­ри­то­рию на уча­ст­ки, где на га­зо­нах вы­са­жи­ва­лись рас­те­ния. Соз­да­ва­лись так­же раз­лич­ные по ком­по­зи­ции пло­до­вые («бус­тан») и цве­точ­ные («по­ли­стан») са­ды. На Ибе­рий­ском п-ове в 8–12 вв. сло­жил­ся тип не­боль­шо­го ис­па­но-мав­ри­тан­ско­го са­да: ве­ду­щи­ми де­ко­ра­тив­ны­ми мо­ти­ва­ми здесь бы­ли бас­сей­ны и ка­на­лы, вы­ло­жен­ные из­раз­ца­ми, сет­ки до­ро­жек, стри­же­ные жи­вые из­го­ро­ди, на­ряд­но де­ко­ри­ро­ван­ные па­виль­о­ны и т. д. С.-п. и. ис­лам­ско­го ми­ра ока­за­ло влия­ние на пла­ни­ров­ку и оформ­ле­ние са­дов ср.-век. Ин­дии. В С.-п. и. стран Даль­не­го Вос­то­ка (Ки­тай, Япо­ния, Ко­рея) про­яв­ля­лось ре­лиг. и фи­лос. вос­при­ятие ми­ра: на ог­ра­ни­чен­ном уча­ст­ке про­стран­ст­ва соз­да­ва­лась как бы мо­дель ми­ра; стро­гие ка­но­ны пла­ни­ров­ки са­дов ос­та­ва­лись не­из­мен­ны­ми в те­че­ние сто­ле­тий. Гос­под­ство­ва­ли прин­ци­пы пей­заж­ной ком­по­зи­ции: идея веч­ной об­нов­ляе­мо­сти при­ро­ды в япон. са­дах под­чёр­ки­ва­лась при­хот­ли­вы­ми очер­та­ния­ми во­до­ёмов и до­ро­жек, а так­же ха­рак­те­ром ма­лых ар­хит. форм, не­раз­рыв­но свя­зан­ных с ес­теств. сре­дой. Во­да и кам­ни, пе­сок и мох, яр­кие цве­точ­ные ак­цен­ты, ми­ниа­тюр­ные ком­по­зи­ции из кар­ли­ко­вых де­ревь­ев – не­отъ­ем­ле­мые ком­по­нен­ты япон. са­дов.

Фото Karsten Behrens Садово-парковое искусство. «Сад Таро» близ г. Капальбио в Тоскане (Италия). Н. де Сен-Фаль (при участии Ж. Тенгели). 1979–98.

Ланд­шафт­ная ар­хи­тек­ту­ра Но­во­го вре­ме­ни, вы­де­лив­шая­ся из сфе­ры С.-п. и., тес­но свя­за­на с ар­хи­тек­ту­рой, гра­до­строи­тель­ст­вом, позд­нее – эко­ло­ги­ей и др. Са­ды и пар­ки 20 – нач. 21 вв., где в ка­че­ст­ве ланд­шафт­ных ди­зай­не­ров вы­сту­па­ют скульп­то­ры и ху­дож­ни­ки (Г. Ви­ге­ланн, Б. Хе­пу­орт, И. Но­гу­чи, Н. де Сен-Фаль и др.), час­то вы­пол­ня­ют функ­ции му­зе­ев под от­кры­тым не­бом.

В Рос­сии пер­вые све­де­ния о др.-рус. са­дах от­но­сят­ся к 12 в. (кня­же­ские усадь­бы в Кие­ве и Вла­ди­ми­ре). В 17 в. в Мо­ск­ве су­ще­ст­во­ва­ли т. н. вер­хо­вые (или крас­ные) са­ды в верх­них эта­жах зда­ний (напр., Крем­лёв­ско­го двор­ца), в за­го­род­ных усадь­бах уст­раи­ва­лись ре­гу­ляр­ные са­ды, в ко­то­рых де­ко­ра­тив­ные ка­че­ст­ва со­че­та­лись с ути­ли­тар­ными (рыб­ные пру­ды, пло­до­вые са­ды, по­кос­ные лу­га). С нач. 18 в. в Рос­сии двор­цо­во-пар­ко­вые ан­самб­ли и об­ществ. пар­ко­вое строи­тель­ст­во сле­ду­ют прин­ци­пам зап. ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ры, зна­чи­тель­но обо­га­щая её сво­им ре­гио­наль­ным свое­об­ра­зи­ем.

Лит.: Jellicoe G. A. Studies in landscape design. L., 1960–1970. Vol. 1–3; Grimal P. L’art des jardins. 2 éd. P., 1964; Keswick M. The Chinese garden: History, art and architecture. 2nd ed. L., 1978; Thacker Ch. The history of gardens. Berk., 1979; Руб­цов Л. И. Про­ек­ти­ро­ва­ние са­дов и пар­ков. 3-е изд. М., 1979; Ни­ко­ла­ев­ская З. А. Са­до­во-пар­ко­вый ланд­шафт. М., 1989; Conan M. Dictionnaire histo­ri­que de l’art des jardins. P., 1997; Ли­ха­чев Д. С. По­эзия са­дов. 3-е изд. М., 1998; The Oxford companion to gardens. Oxf.; N. Y., 2001; Зюи­лен Г. ван. Все са­ды ми­ра. М., 2003; Па­лен­тре­ер С. Н. Са­до­во-пар­ко­вое и ланд­шафт­ное ис­кус­ст­во. М., 2003; Ви­но­гра­до­ва Н. А. Ки­тай­ские са­ды. М., 2004; Ни­ко­лае­ва Н. С. Япон­ские са­ды. М., 2005; Чер­ный В. Д. Са­до­вое ис­кус­ст­во Древ­ней Ру­си. М., 2006; Вер­гу­нов А. П., Го­ро­хов В. А. Са­до­во-пар­ко­вое ис­кус­ст­во Рос­сии: От ис­то­ков до на­ча­ла ХХ ве­ка. М., 2007; Кур­ба­тов В. Я. Все­об­щая ис­то­рия ланд­шафт­но­го ис­кус­ст­ва: Са­ды и пар­ки ми­ра. М., 2007; Клу­керт Э. Са­до­во-пар­ко­вое ис­кус­ст­во Ев­ро­пы. М., 2008; Хей­ден П. Рус­ские пар­ки и са­ды. М., 2009; Сад: Сим­во­лы, ме­та­фо­ры, ал­ле­го­рии. М., 2010; Со­ко­лов М. Н. Прин­цип рая: Гла­вы об ико­но­ло­гии са­да, пар­ка и пре­крас­но­го ви­да. М., 2011; Коз­ло­ва С. И. Италь­ян­ский сад эпо­хи Ре­нес­сан­са. М., 2011.

Вернуться к началу