САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО, искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и др. озеленяемых территорий. С.-п. и. использует для организации пространства живой растит. материал, непрерывно меняющий свой облик, объединяет в единое целое природу и худож. творчество. Подбор растений для разл. климатич. и почвенных условий и их размещение осуществляются с учётом архит. сооружений, водоёмов, аллей, площадок, скульптуры. Многообразные композиц. приёмы С.-п. и. можно свести к двум осн. принципам: регулярному («франц. парк», принципы которого разработаны в 17 в. А. Ленотром и др.) и пейзажному (живописному, имитирующему естеств. ландшафт, – «английский парк», с 18 в.).
Исторический очерк
В государствах Древнего мира парки создавались при культовых сооружениях, резиденциях правителей, знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте отличалась строгой регулярностью: гл. здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась осн. композиц. осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Двуречья существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах (Висячие сады Семирамиды в Вавилоне). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, иногда и центр города (напр., агору в Афинах). Уже в 5 в. до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой. В Древнем Риме в С.-п. и. большую роль играли искусств. водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники; излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, перголы и др. парковые сооружения (дворцово-парковый ансамбль Виллы Адриана в Тиволи, 1-я пол. 2 в. н. э.). Типичны садики домов-перистилей (известны по раскопкам Помпеи и Геркуланума).
В средние века регулярные сады араб. стран, Персии, Ср. Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территорию на участки, где на газонах высаживались растения. Создавались также различные по композиции плодовые («бустан») и цветочные («полистан») сады. На Иберийском п-ове в 8–12 вв. сложился тип небольшого испано-мавританского сада: ведущими декоративными мотивами здесь были бассейны и каналы, выложенные изразцами, сетки дорожек, стриженые живые изгороди, нарядно декорированные павильоны и т. д. С.-п. и. исламского мира оказало влияние на планировку и оформление садов ср.-век. Индии. В С.-п. и. стран Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) проявлялось религ. и филос. восприятие мира: на ограниченном участке пространства создавалась как бы модель мира; строгие каноны планировки садов оставались неизменными в течение столетий. Господствовали принципы пейзажной композиции: идея вечной обновляемости природы в япон. садах подчёркивалась прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, а также характером малых архит. форм, неразрывно связанных с естеств. средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев – неотъемлемые компоненты япон. садов.
Ландшафтная архитектура Нового времени, выделившаяся из сферы С.-п. и., тесно связана с архитектурой, градостроительством, позднее – экологией и др. Сады и парки 20 – нач. 21 вв., где в качестве ландшафтных дизайнеров выступают скульпторы и художники (Г. Вигеланн, Б. Хепуорт, И. Ногучи, Н. де Сен-Фаль и др.), часто выполняют функции музеев под открытым небом.
В России первые сведения о др.-рус. садах относятся к 12 в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. в Москве существовали т. н. верховые (или красные) сады в верхних этажах зданий (напр., Кремлёвского дворца), в загородных усадьбах устраивались регулярные сады, в которых декоративные качества сочетались с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). С нач. 18 в. в России дворцово-парковые ансамбли и обществ. парковое строительство следуют принципам зап. ландшафтной архитектуры, значительно обогащая её своим региональным своеобразием.