Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРСА́ЛЬ

Авторы: Л. А. Аксёнова (география), В. М. Паппе (архитектура), П. П. Черкасов (история)

ВЕРСА́ЛЬ, Вер­сай (Versailles), го­род во Фран­ции, юго-зап. при­го­род Па­ри­жа. Адм. центр деп-та Иве­лин. Нас. 85 тыс. чел. (2006). Ж.-д. стан­ция. В. на­чал от­страи­вать­ся при Лю­до­ви­ке XIV, пре­вра­тив­шем его в гл. ко­ро­лев­скую ре­зи­ден­цию (с 1682; ос­та­вал­ся ею до 1789). Здесь бы­ли под­пи­са­ны Вер­саль­ские со­юз­ные до­го­во­ры 1756 и 1758, офор­мив­шие ан­ти­прус­скую коа­ли­цию в Се­ми­лет­ней вой­не 1756–63, за­клю­чён Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1783, за­вер­шив­ший Вой­ну за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83. В кон­це фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–71 В. был ок­ку­пи­ро­ван прус. ар­ми­ей. 18.1.1871 здесь был ко­ро­но­ван герм. имп. Виль­гельм I. Во вре­мя Па­риж­ской ком­му­ны 1871 в В. на­хо­ди­лись Нац. со­б­ра­ние и пра­ви­тель­ст­во А. Тье­ра. 28.6.1919 в В. был под­пи­сан Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919, за­вер­шив­ший 1-ю ми­ро­вую вой­ну. В 1940 ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми, ос­во­бо­ж­дён в авг. 1944.

Зеркальная галерея Версальского дворца. 1678–86. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, живописные панно Ш. Лебрена.
Версаль. «Деревня» Марии Антуанетты. 1783–86. Архитектор Р. Мик, художник Ю. Робер.
Версаль. Ансамбль дворца и парка (аэрофотосъёмка).

Ве­ли­че­ст­вен­ный двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль В. вы­рос из скром­но­го охот­ничь­е­го зам­ка Лю­до­ви­ка XIII (1624, пе­ре­стро­ен в 1631–34, арх. Ф. Ле­руа), пре­вра­щён­но­го в гос­под­ствую­щий над ок­ру­же­ни­ем об­шир­ный дво­рец с пыш­ной от­дел­кой па­рад­ных и жи­лых ин­терь­е­ров и пар­ком. В ос­но­ве пла­ни­ров­ки го­ро­да В. ле­жат 3 до­ро­ги, рас­хо­дя­щие­ся вее­ром от двор­цо­вой пло­ща­ди Плас-д’Арм к Па­ри­жу, к ко­ро­лев­ским двор­цам Сен-Клу и Со. В точ­ке со­еди­не­ния этих до­рог в кур­до­нё­ре (по­чёт­ном дво­ре) – брон­зо­вая кон­ная ста­туя Лю­до­ви­ка XIV (1816–36, скульп­то­ры П. Кар­те­лье и Л. М. Л. Пти­то). Сред­нюю до­ро­гу по др. сто­ро­ну двор­ца продол­жа­ет эф­фект­ная гл. ал­лея с бас­сей­на­ми Ла­то­ны и Апол­ло­на и с Боль­шим ка­на­лом (дли­на 1520 м), об­ра­зую­щая ось сим­мет­рии се­ти пря­мых ал­лей гро­мад­но­го ре­гу­ляр­но­го пар­ка (1661–68, арх. А. Ле­нотр); его ук­ра­ша­ют гео­мет­ри­че­ски пра­виль­но под­стри­жен­ные де­ре­вья, па­виль­о­ны, фон­та­ны, де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра (Ф. Жи­рар­дон, А. Куа­зе­вокс, Дж. Л. Бер­ни­ни, Ж. Б. Ле­му­ан, Э. Бу­шар­дон и др.). Со сто­ро­ны фа­са­да двор­ца, об­ра­щён­но­го к Па­ри­жу, – Мра­мор­ный двор, от­ме­чаю­щий гл. ось, где рас­по­ла­га­лась ко­ро­лев­ская спаль­ня (1662, арх. Л. Ле­во), Двор прин­цев (вес­ти­бюль – 1709–10, арх. Р. де Кот; пра­вое кры­ло – т. н. Кры­ло Габ­рие­ля, 1734–74; ко­ро­лев­ская ка­пел­ла – 1689–1710, арх. Жюль Ар­ду­эн-Ман­сар; ле­вое кры­ло – т. н. Кры­ло Дю­фу­ра, 1814–1829), Ко­ро­лев­ский двор и Двор ми­ни­ст­ров, об­рам­лён­ный крыль­я­ми зда­ний ми­ни­стерств и чу­гун­ной ре­шёт­кой (1671–1681, Ар­ду­эн-Ман­сар). Фа­сад двор­ца со сто­ро­ны пар­ка (про­тя­жён­ность 576,2 м) со­став­ля­ют центр. кор­пус (стро­ил­ся с 1668, Ле­во, за­вер­шён Ар­ду­эн-Ман­са­ром), юж­ное (1682) и се­вер­ное (1685, оба – Ар­ду­эн-Ман­сар) кры­лья. В тор­це сев. кор­пу­са – Опер­ный те­атр (1748–1770, арх. Ж. А. Габ­ри­ель, скульп­тор О. Па­жу). От­дел­ка ин­терь­е­ров двор­ца про­ве­де­на в 17–18 вв. (ар­хи­тек­то­ры Ар­ду­эн-Ман­сар, Ле­во, жи­во­пи­сец Ш. Леб­рен и др.). К се­ве­ру от Боль­шо­го ка­на­ла – двор­цы Боль­шой Триа­нон (1670–1672, арх. Ф. д’Орбе по пла­нам арх. Ле­во; 1687, Ар­ду­эн-Ман­сар) и Ма­лый Триа­нон (1762–64, Габ­ри­ель) с Те­ат­ром ко­ро­ле­вы (1780, арх. Р. Мик); к не­му при­ле­га­ет жи­во­пис­ный пей­заж­ный парк (1774, А. Ри­шар) с Бель­ве­де­ром (1777), хра­мом Люб­ви (1778; оба – арх. Мик) и «Де­рев­ней» Ма­рии Ан­туа­нет­ты (1783–1786, арх. Мик, худ. Ю. Ро­бер). Ан­самбль Вер­саль­ско­го двор­ца и пар­ка, в ко­то­ром про­стран­ст­вен­ный раз­мах ба­рок­ко со­че­та­ет­ся с ха­рак­тер­ной для клас­си­циз­ма ра­цио­наль­но­стью по­строе­ния, по­слу­жил про­об­ра­зом мн. ев­роп. мо­нар­ших ре­зи­ден­ций 18–19 вв. С 1830 двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль В. име­ет ста­тус Нац. му­зея Вер­са­ля и Триа­но­нов. Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Центр ту­риз­ма.

Го­род В., в ко­то­ром се­ли­лась знать, по­стро­ен по пла­ну Л. Ле­во (стро­ил­ся с 1671) и пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ван на дво­рец. Сре­ди по­стро­ек – со­бор Сен-Луи (1743–54, арх. Жак Ар­ду­эн-Ман­сар де Са­гон), ц. Нотр-Дам (1684–86, Жюль Ар­ду­эн-Ман­сар). Уни­вер­си­тет (1991). Выс­шие шко­лы: изящ­ных ис­кусств, ар­хи­тек­ту­ры, ланд­шафт­но­го ди­зай­на. Ин-т под­го­тов­ки кад­ров для пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. пром-сти. Те­атр Мон­тан­сье (ос­но­ван в 1777, вос­ста­нов­лен в 1993). Му­зей Лам­би­не (1932; на­хо­дит­ся в зда­нии оте­ля Не­вер, 2-я пол. 18 в.; ис­то­рия го­ро­да, ста­рин­ные ин­терь­е­ры, со­б­ра­ние кар­тин ху­дож­ни­ков го­ро­да и про­из­ве­де­ний уро­жен­ца В., Ж. А. Гу­до­на).

Лит.: Ал­па­тов М. В. Ар­хи­тек­ту­ра ан­самб­ля Вер­са­ля. М., 1940; Lemoine P. Le Château de Versailles. P., 1972; Benoist L. Histoire de Versaille. P.,1973; Marie A., Marie J. Ver­sailles au temps de Louis XIV. P., 1976; idem. Versailles au temps de Louis XV. P., 1984; Cangioli P. Versailles. Novara, 1981; Ver­let P. Le Château de Versailles. P., 1985; Wal­ton G. Louis XIV’s Versailles. L., 1986.

Вернуться к началу