ВЕРСА́ЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРСА́ЛЬ, Версай (Versailles), город во Франции, юго-зап. пригород Парижа. Адм. центр деп-та Ивелин. Нас. 85 тыс. чел. (2006). Ж.-д. станция. В. начал отстраиваться при Людовике XIV, превратившем его в гл. королевскую резиденцию (с 1682; оставался ею до 1789). Здесь были подписаны Версальские союзные договоры 1756 и 1758, оформившие антипрусскую коалицию в Семилетней войне 1756–63, заключён Версальский мирный договор 1783, завершивший Войну за независимость в Северной Америке 1775–83. В конце франко-прусской войны 1870–71 В. был оккупирован прус. армией. 18.1.1871 здесь был коронован герм. имп. Вильгельм I. Во время Парижской коммуны 1871 в В. находились Нац. собрание и правительство А. Тьера. 28.6.1919 в В. был подписан Версальский мирный договор 1919, завершивший 1-ю мировую войну. В 1940 оккупирован герм. войсками, освобождён в авг. 1944.
Величественный дворцово-парковый ансамбль В. вырос из скромного охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен в 1631–34, арх. Ф. Леруа), превращённого в господствующий над окружением обширный дворец с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров и парком. В основе планировки города В. лежат 3 дороги, расходящиеся веером от дворцовой площади Плас-д’Арм к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. В точке соединения этих дорог в курдонёре (почётном дворе) – бронзовая конная статуя Людовика XIV (1816–36, скульпторы П. Картелье и Л. М. Л. Птито). Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная гл. аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длина 1520 м), образующая ось симметрии сети прямых аллей громадного регулярного парка (1661–68, арх. А. Ленотр); его украшают геометрически правильно подстриженные деревья, павильоны, фонтаны, декоративная скульптура (Ф. Жирардон, А. Куазевокс, Дж. Л. Бернини, Ж. Б. Лемуан, Э. Бушардон и др.). Со стороны фасада дворца, обращённого к Парижу, – Мраморный двор, отмечающий гл. ось, где располагалась королевская спальня (1662, арх. Л. Лево), Двор принцев (вестибюль – 1709–10, арх. Р. де Кот; правое крыло – т. н. Крыло Габриеля, 1734–74; королевская капелла – 1689–1710, арх. Жюль Ардуэн-Мансар; левое крыло – т. н. Крыло Дюфура, 1814–1829), Королевский двор и Двор министров, обрамлённый крыльями зданий министерств и чугунной решёткой (1671–1681, Ардуэн-Мансар). Фасад дворца со стороны парка (протяжённость 576,2 м) составляют центр. корпус (строился с 1668, Лево, завершён Ардуэн-Мансаром), южное (1682) и северное (1685, оба – Ардуэн-Мансар) крылья. В торце сев. корпуса – Оперный театр (1748–1770, арх. Ж. А. Габриель, скульптор О. Пажу). Отделка интерьеров дворца проведена в 17–18 вв. (архитекторы Ардуэн-Мансар, Лево, живописец Ш. Лебрен и др.). К северу от Большого канала – дворцы Большой Трианон (1670–1672, арх. Ф. д’Орбе по планам арх. Лево; 1687, Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762–64, Габриель) с Театром королевы (1780, арх. Р. Мик); к нему прилегает живописный пейзажный парк (1774, А. Ришар) с Бельведером (1777), храмом Любви (1778; оба – арх. Мик) и «Деревней» Марии Антуанетты (1783–1786, арх. Мик, худ. Ю. Робер). Ансамбль Версальского дворца и парка, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, послужил прообразом мн. европ. монарших резиденций 18–19 вв. С 1830 дворцово-парковый ансамбль В. имеет статус Нац. музея Версаля и Трианонов. Включён в список Всемирного наследия. Центр туризма.
Город В., в котором селилась знать, построен по плану Л. Лево (строился с 1671) и полностью ориентирован на дворец. Среди построек – собор Сен-Луи (1743–54, арх. Жак Ардуэн-Мансар де Сагон), ц. Нотр-Дам (1684–86, Жюль Ардуэн-Мансар). Университет (1991). Высшие школы: изящных искусств, архитектуры, ландшафтного дизайна. Ин-т подготовки кадров для парфюмерно-косметич. пром-сти. Театр Монтансье (основан в 1777, восстановлен в 1993). Музей Ламбине (1932; находится в здании отеля Невер, 2-я пол. 18 в.; история города, старинные интерьеры, собрание картин художников города и произведений уроженца В., Ж. А. Гудона).