АРДУЭ́Н-МАНСА́Р ЖЮЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРДУЭ́Н-МАНСА́Р (Hardouin-Mansart; собственно Ардуэн) Жюль (16.4.1646, Париж – 11.5.1708, Марли, близ Парижа), франц. архитектор. Сын худ. Рафаэля Ардуэна (1612–?), ученик и внучатый племянник Ф. Мансара. Чл. Королевской академии архитектуры (1675); с 1686 «первый архитектор короля». С 1683 граф де Сагонн. Один из творцов т. н. большого стиля в иск-ве времён Людовика XIV, сочетал классицистич. строгость форм с пространственным размахом барокко. С 1678 руководил работами в Версале. Завершил композицию дворцовых построек, архитектура которых приобрела монументальность и торжественность: реконструировал парковый фасад, Мраморный двор и павильоны министерств (1679–80); возвёл южное (1682) и северное (1685) крылья дворца, Зеркальную галерею c залами Мира и Войны (1678–86) и др. Построил также корпуса Больших служб (1681–87) и двух подковообразных конюшен, расположенных при въезде на Плас д’Арм, начал строительство собора Нотр-Дам (1684–86). «Большой стиль» эпохи с наибольшей полнотой проявился в созданных А.-М. сдержанно-величеств. формах дворца Большой Трианон (1687). А.-М. привнёс в облик версальского парка благородство материалов (бронза, мрамор) и чистоту линий классицизма, создав Колоннаду, водную аллею, оранжерею, фланкированную открытыми лестницами (1681–86). Одновременно вёл строительство королевской резиденции Марли (1679–1710, не сохранилась), где павильон «короля-солнца» окружали 12 павильонов – символы знаков зодиака. Для Парижа А.-М. создал проекты 8-угольной Вандомской площади (1685–1701) и круглой в плане площади Побед (1685–86), в архитектуре которой использован мотив триумфальной арки. К крупнейшим его произведениям принадлежит собор Св. Людовика (1680–1706) Дома инвалидов в Париже, увенчанный грандиозным куполом из 12 смыкающихся граней с золочёными барельефами в виде воен. трофеев. Среди др. построек А.-М.: замки Валь-Сен-Жермен, близ Парижа (1674–1680), Кланьи, близ Версаля (1674–83, не сохранился).