МАНСА́Р ФРАНСУА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНСА́Р (Mansart) Франсуа (крещён 23.1.1598, Париж – 23.9.1666, там же), франц. архитектор. Учился у своего отца, плотника А. Мансара, своего зятя, скульптора и арх. Ж. Готье, и у дяди, каменщика М. Ле Руа. На творчество М. повлияли работы П. Леско, С. де Броса, Ф. Делорма. Первая постройка М. – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623, не сохр.). Замок Бальруа (1626) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (пл. Вогезов в Париже, и др.). В центрич. ц. Посещения Девой Марией Елисаветы (1632–34) в Париже М., опираясь на архит. язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма. Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистич. простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635–38; гл. лестница закончена в 1932). Отель Де-Ла-Врийер в Париже (ныне – отель Де-Тулуз; с 1635; перестроен) демонстрировал ставшую в дальнейшем распространённой схему расположения 3 корпусов вокруг двора, отделённого от улицы невысокой стеной. Дворец Мезон-Лаффит (с 1642) близ Парижа повлиял на тип зап.-европ. загородной резиденции 17–18 вв.: гл. объём со сложным декором главного и паркового фасадов фланкирован 2 крыльями, а через его центр. часть проходила осн. ось парка. В 1645 М. занялся проектом церкви и дворца в комплексе мон. Валь-де-Грас в Париже для королевы Анны Австрийской, но через год был отстранён от работы; по его планам, включающим элементы барокко, были возведены нижний ярус фасада и стены нефа церкви, включая пилястры колоссального ордера. Среди поздних работ М. – выдержанные в строгих формах отель Генего-де-Брос (1653) и перестроенный им отель Карнавале (1660–61) в Париже (ныне одно из зданий Музея истории Парижа; см. Карнавале). С 1664 М. занимался проектом фасада вост. крыла Лувра, который не был воплощён, но повлиял, наряду с его нереализованным проектом купольной часовни Бурбонов в аббатстве Сен-Дени (1660-е гг.) и др. его работами, на творчество его внучатых племянников Ж. Ардуэн-Мансара и Ж. Габриеля IV, а также др. архитекторов, в т. ч. К. Рена, И. Б. Фишера фон Эрлаха, Н. Тессина Старшего. Несохранившиеся парки М. (в замке Мезон-Лаффит и др.) оказали влияние на учившегося у него А. Ленотра. По имени М. получила название мансарда – помещение под двускатной крышей с изломом профиля, хотя этот тип перекрытия использовался и до него (в частности, П. Леско, опиравшимся на итал. образцы).