Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕСКО́ ПЬЕР

П. Леско. Западный фасад Квадратного двора Лувра. 1548–56. Скульптор Ж. Гужон.

ЛЕСКО́ (Lescot) Пьер [ме­ж­ду 1500 и 1510, Па­риж (?) – 10.9.1578, там же], франц. ар­хи­тек­тор. Имел ду­хов­ный сан, в 1554 был ка­но­ни­ком со­бо­ра Нотр-Дам в Па­ри­же, а за­тем при­двор­ным ка­пел­ла­ном. Из по­свя­щён­ной Л. по­эмы П. де Рон­са­ра «Речь к Пье­ру Лес­ко» (1560) из­вест­но, что он изу­чал гео­мет­рию, ма­те­ма­ти­ку, ар­хи­тек­ту­ру и жи­во­пись. Один из ве­ду­щих мас­те­ров франц. Воз­ро­ж­де­ния, Л. ра­бо­тал в Па­ри­же, пре­им. в со­дру­же­ст­ве со скульп­то­ром Ж. Гу­жо­ном – де­рев. ам­вон ц. Сен-Жер­мен-л’Оксерруа (1541–1544, раз­ру­шен в 1750; рель­е­фы Гу­жо­на – в Лув­ре, Па­риж), зап. и юж. фа­са­ды Квад­рат­но­го дво­ра Лув­ра (1548–78); «Фон­тан не­вин­ных» («Фон­тан нимф»; воз­мож­но, при уча­стии Гу­жо­на-ар­хи­тек­то­ра) – часть гран­ди­оз­но­го ан­самб­ля де­ко­ра­тив­ных ра­бот, соз­дан­ных по слу­чаю тор­же­ст­вен­но­го въез­да ко­ро­ля Ген­ри­ха II в Па­риж в 1549. Л. так­же при­пи­сы­ва­ет­ся по­ст­рой­ка оте­ля Линь­е­ри (ны­не отель Кар­на­ва­ле; ме­ж­ду 1546 и 1560, пе­ре­стро­ен в 1660–61 Ф. Ман­са­ром). Ав­тор про­ек­та зам­ка Вал­ле­ри близ Сан­са (совм. с Ф. Де­лор­мом, 1548).

Не­из­вест­но, был ли Л. в Ри­ме, од­на­ко он обо­га­тил франц. ар­хи­тек­ту­ру приё­ма­ми итал. ре­нес­санс­но­го зод­че­ст­ва (под­чёр­ки­ва­ние по­этаж­но­го чле­не­ния, ис­поль­зо­ва­ние ор­де­ра, рус­та на уг­лах зда­ния и др.), ко­то­рые в со­че­та­нии с тра­диц. франц. чер­та­ми (вы­де­ле­ние вер­ти­каль­ных осей, че­ре­до­ва­ние крыль­ев и па­виль­о­нов) и осо­бой ро­лью, от­во­ди­мой скульп­тур­но­му де­ко­ру в ар­хи­тек­ту­ре, ста­ли ос­но­вой для раз­ви­тия ре­нес­санс­но­го, а за­тем и клас­си­ци­стич. зод­че­ст­ва во Фран­ции.

Лит.: Thomson D. Renaissance Paris. L., 1984; Blunt A. Art and architecture in France. 1500 to 1700. 5th ed. New Haven; L., 1999; Zer­ner H. L’art de la Renaissance en France: l’invention du classicisme. 2 éd. P., 2002.

Вернуться к началу