ГУЖО́Н ЖАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУЖО́Н (Goujon) Жан [ок. 1510, близ Руана (?) – ок. 1568, Болонья (?)], франц. скульптор и архитектор. Сведений о его жизни сохранилось немного; предполагают, что в молодости он побывал в Риме и обучался у С. Серлио. Ранние работы Г. (коринфские полихромные колонны, поддерживающие оргáн ц. Сен-Маклу, и Капелла Сен-Ромен в Руане, ок. 1541) уже обнаруживают хорошее знакомство с античной архитектурой, трактатами Витрувия (Г. создал иллюстрации и комментарии к его первому франц. изданию – 1547) и Серлио; однако они остаются единственными достоверными архит. произведениями Г. С 1544 мастер работал в Париже, где создал скульптурный декор амвона ц. Сен-Жермен-л’Оксерруа (мраморные барельефы «Оплакивание Христа» и изображения 4 евангелистов; 1544–45, ныне – Лувр, Париж).
Расцвет творчества Г. приходится на годы правления короля Генриха II. Самое прославленное из созданий Г. – «Фонтан невинных» («Фонтан нимф») – было частью грандиозного ансамбля декоративных работ по случаю въезда короля в Париж в 1549. Принципиально новый, антикизирующий характер оформления торжеств, своего рода мифологич. апофеоз королевской власти нашёл выражение в архитектуре (использующей мотив рим. триумфальной арки) и скульптурном украшении фонтана: помимо рельефов стилобата и аттика, изображающих Тритона, Нереиду и др., Г. вписал в узкое вертикальное поле между пилястрами (с каждой стороны аркады) одиночные фигуры нимф (см. илл. в ст. Барельеф), которые и дали фонтану его второе назв. (в нач. 19 в. оригиналы из камня заменены копиями и перенесены в Лувр). Композиционное разнообразие достигается за счёт неповторяющегося линейного узора, его сложной ритмики; декоративный эффект текучей, «дематериализованной» фактуры камня, уподобленной струящемуся потоку прозрачной воды, стал одной из величайших находок европ. пластики.
В 1547–62 Г. работал в Лувре в сотрудничестве с арх. П. Леско, возглавлял работы скульптурной мастерской, где исполнил (по сложной аллегорич. программе, при участии помощников) декоративные рельефы фасада, выходящего в Квадратный двор. Г. принадлежит также «Трибуна кариатид» (1550–51) в Зале кариатид Лувра, очевидно, навеянная «Портиком кариатид» Эрехтейона в афинском Акрополе. Последней работой, которую связывают с именем Г., были изображения 12 месяцев для парижской Ратуши. Выполненные между 1549 и 1559, эти барельефы из дерева погибли во время пожара Ратуши в 1871 и известны по сохранившимся муляжам. Конец жизни Г. прошёл в изгнании в Болонье: будучи протестантом, он в 1562 покинул родину из-за религ. преследований.
Г. – крупнейший скульптор зрелого франц. Ренессанса. Все скульптурные работы Г. возникли в тесной связи с архитектурой; в противоположность «живописному» рельефу итал. Возрождения гужоновские рельефы подчёркивают плоскость фона во имя гармоничной координации скульптурного декора и архитектуры. Антикизированию Г. трудно отыскать к.-л. параллели в совр. ему европ. скульптуре: заимствованные Г. из арсенала позднеэллинистич. или маньеристич. иск-ва мотивы приобретают у него звучание подлинников др.-греч. классики. Ближе всего к его творчеству, предвосхищающему франц. классицизм 17 в., стоит поэзия франц. «Плеяды».