Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЖУ́

О. Пажу. Надгробие принцессы Гессен-Гомбургской. Мрамор. 1759. Эрмитаж (С.-Петербург).

ПАЖУ́ (Pajou) Огю­стен (19.9.1730, Па­риж – 8.5.1809, там же), франц. скульп­тор, чл. (1760) и рек­тор (1792–93) Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. Сын мас­те­ра де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры Мар­те­на Па­жу. Учил­ся у Ж. Б. Ле­муа­на в Па­ри­же (с 1744). В 1748 по­лу­чил Рим. пре­мию, в ка­че­ст­ве пен­сио­не­ра ака­де­мии про­дол­жил обу­че­ние в Ри­ме (1752–56); ко­пи­ро­вал про­из­ве­де­ния ан­тич­ной пла­сти­ки. Мас­тер мо­нумен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры, П. при­ни­мал уча­стие в оформ­ле­нии ц. Сен-Луи (ба­рель­е­фы – ка­мень, 1764) и за­ла Опе­ры («Апол­лон и ге­нии ис­кус­ст­ва», 1768–70) в Вер­са­ле, со­бо­ра в Ор­леа­не (2 фи­гу­ры ан­ге­лов гл. пор­та­ла, ка­мень), Двор­ца пра­во­су­дия, двор­цов Па­ле-Ро­яль и Бур­бон­ско­го в Па­ри­же и др. В 1787–88, в про­цес­се пе­ре­строй­ки па­риж­ско­го «Фон­та­на не­вин­ных» (ок. 1549, скульп­тор Ж. Гу­жон), до­пол­нил его фи­гу­ра­ми трёх нимф (или на­яд; ка­мень), сти­ли­сти­че­ски близ­ки­ми Гу­жо­ну. Ком­по­зиц. яс­ность, свой­ст­вен­ная клас­си­циз­му, ор­га­нич­но со­че­та­ет­ся у П. с изы­скан­ным изя­ще­ст­вом и ли­риз­мом ро­ко­ко (напр., в над­гро­бии прин­цес­сы Гес­сен-Гом­бург­ской, фрей­ли­ны имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, 1759, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). В ста­ту­ях, изо­бра­жаю­щих об­на­жён­ную на­ту­ру, ощу­ти­мо влия­ние ан­тич­ной пла­сти­ки («По­ки­ну­тая Пси­хея», мра­мор, 1790, Лувр, Па­риж). Ав­тор ря­да порт­ре­тов со­вре­мен­ни­ков, сре­ди них – ста­туи ко­ро­ле­вы Ма­рии Ле­щинь­ской (1769, Лувр), Ж. де Бюф­фо­на (ок. 1776, Ес­теств.-ис­то­рич. му­зей, Па­риж), Р. Де­кар­та (1777, Лувр), ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XVI (1779, Ма­лый Триа­нон, Вер­саль; все – мра­мор), Б. Пас­ка­ля (гипс, 1781, Ин-т Фран­ции, Па­риж; мра­мор, 1785, Лувр), бюс­ты Ж. Б. Ле­муа­на (брон­за, 1758), до­фи­на (сы­на Лю­до­ви­ка XV; мра­мор, 1767, Нац. му­зеи Вер­са­ля и Триа­но­нов), ма­дам дю Бар­ри, Бюф­фо­на (оба – мра­мор, 1773, Лувр).

Лит.: Stein H. A. Pajou. P., 1912; Зо­ло­тов Ю. К. Фран­цуз­ский порт­рет XVIII в. М., 1968.

Вернуться к началу