Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ЛЛА

Авторы: И. Е. Путятин
Вилла Пизани в Стра (Северная Италия). Строилась с 1720. Архитекторы Дж. Фриджимелика, Ф.-М. Прети.

ВИ́ЛЛА (лат. Villa), за­го­род­ная усадь­ба, по­ме­стье; дом с са­дом или пар­ком, хо­зяй­ст­вен­ны­ми и др. по­строй­ка­ми. Со­глас­но Вар­ро­ну Реа­тин­ско­му, ан­тич­ные В. име­ли в осн. хо­зяйств. на­зна­че­ние (обыч­но вклю­ча­ли гос­под­скую часть и служ­бы). Дом рас­по­ла­гал­ся на воз­вы­шен­ном мес­те, на скло­не, об­ра­щён­ном в ос­нов­ном на юг, са­ды ук­ра­ша­лись скульп­ту­ра­ми, ис­кусств. во­до­ёма­ми, строи­лись отд. па­виль­о­ны для от­ды­ха (Вил­ла Ад­риа­на, В. Ме­це­на­та, кон. 1 в. до н. э., в Ти­во­ли). На В. со­би­ра­лись кол­лек­ции про­из­ве­де­ний иск-ва и биб­лио­те­ки. В соз­на­нии др.-рим. об­ще­ст­ва сло­жи­лось пред­став­ле­ние о пред­поч­ти­тель­но­сти ти­хой, ес­те­ст­вен­ной и сво­бод­ной сель­ской жиз­ни в срав­не­нии с го­род­ской, ак­ту­аль­ное до на­стоя­ще­го вре­ме­ни.

Вилла Савой в Пуаси близ Парижа. 1929–31. Архитекторы Ле Корбюзье и Э. Жаннере.

Не­ко­то­рые В. возводились в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье, но ук­ре­п­лён­ные сте­на­ми и рва­ми (в даль­ней­шем они пре­вра­ти­лись в кре­по­сти или бы­ли за­ме­не­ны зам­ка­ми). Но­вые В. поя­ви­лись в ок­ре­ст­но­стях Ри­ма в нач. 14 в., ко­гда жизнь за го­ро­дом сде­ла­лась от­но­си­тель­но безо­пас­ной. Они бы­ли ок­ру­же­ны сте­на­ми и со­стоя­ли из не­боль­шо­го «до­ми­ка» (casino, ино­гда имев­ше­го уг­ло­вые баш­ни и од­ну цен­траль­ную, слу­жив­шую бель­ве­де­ром или го­лу­бят­ней), са­да (с кре­сто­об­раз­но рас­по­ло­жен­ны­ми ал­лея­ми из ря­дов фрук­то­вых де­ревь­ев и пальм, пер­го­ла­ми со скамь­я­ми) и ви­но­град­ни­ка. На уст­рой­ст­во В. эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния силь­ное влия­ние ока­за­ли ан­тич­ные ис­точ­ни­ки и трак­та­ты тео­ре­ти­ков ар­хи­тек­ту­ры (Л. Б. Аль­бер­ти, Д. Бар­ба­ро, А. Пал­ла­дио). В нач. 16 в. изу­че­ние рим. древ­но­стей от­ра­зи­лось в про­ек­тах В., в т. ч. в ан­самб­ле В. Ма­да­ма (ны­не в Ри­ме, с 1517, ар­хи­тек­то­ры Ра­фа­эль, А. да Сан­гал­ло Млад­ший). В по­строй­ках Пал­ла­дио офор­ми­лась осе­вая ком­по­зи­ция ан­самб­ля (В. Бар­ба­ро в Ма­зе­ре, 1560–70), гл. дом при­об­рёл чер­ты хра­мо­вид­но­сти (В. Ро­тон­да в Ви­чен­це, 1551–67; В. Поя­на близ Ви­чен­цы, 1560-е гг.). На В. воз­во­ди­ли ка­пел­лы (или не­боль­шие церк­ви), слу­жив­шие для се­мей­ных мо­литв, а так­же в ка­че­ст­ве усы­паль­ниц; по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние тер­рас­ные пар­ки с ле­ст­ни­ца­ми (В. д’Эсте в Ти­во­ли, арх. П. Ли­го­рио, 1550–72). В эпо­ху ба­рок­ко В. ук­ра­ша­ло мно­жест­во скульп­тур; ин­терь­е­ры зда­ний бы­ли на­сы­ще­ны пыш­ной леп­ни­ной, мо­ну­мен­таль­ны­ми рос­пи­ся­ми; в уст­рой­ст­ве пар­ков пре­об­ла­да­ли прин­ци­пы те­ат­раль­но­сти, кон­тра­ста, сме­ны про­стран­ст­вен­ных впе­чат­ле­ний (Вил­ла Джу­лия, 1551–55; В. Аль­доб­ран­ди­ни во Фра­ска­ти, с гро­та­ми, во­до­па­да­ми, фон­та­на­ми; 1598–1603, ар­хи­тек­то­ры Дж. дел­ла Пор­та, К. Ма­дер­на и К. Фон­та­на). В 17–19 вв. во Фран­ции, Анг­лии, Рос­сии и др. стра­нах воз­во­дит­ся мно­го за­го­род­ных уса­деб­ных ан­самб­лей по об­раз­цу др.-рим. и итал. В. (рус. усадь­бы обыч­но име­ли важ­ное с.-х. зна­че­ние). В 19 – нач. 21 вв. В. – ком­фор­та­бель­ный дом для од­ной се­мьи, в т. ч. рас­по­ло­жен­ный на участ­ке с са­дом в го­ро­де, при­го­ро­де или на ку­рор­те.

Лит.: Muraro M. Venetian villas. N. Y., 1986; Mielsch H. Die römische Villa. Münch., 1987; Percival J. The roman villa, L., 1988; Acker­man J. The villa: form and ideology of country houses. L., 1990; Туч­ков И. И. Клас­си­че­ская тра­ди­ция и ис­кус­ст­во Воз­ро­ж­де­ния: (Рос­пи­си вилл Фло­рен­ции и Ри­ма). М., 1992; Ree P. van der, Smienk G., Steenbergen G. Italian villas and gardens. 2nd ed. Munich; L., 1993; Bajard S., Bencini R. Rome – palases and gar­dens. P., 1997.

Вернуться к началу