ВИ́ЛЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ЛЛА (лат. Villa), загородная усадьба, поместье; дом с садом или парком, хозяйственными и др. постройками. Согласно Варрону Реатинскому, античные В. имели в осн. хозяйств. назначение (обычно включали господскую часть и службы). Дом располагался на возвышенном месте, на склоне, обращённом в основном на юг, сады украшались скульптурами, искусств. водоёмами, строились отд. павильоны для отдыха (Вилла Адриана, В. Мецената, кон. 1 в. до н. э., в Тиволи). На В. собирались коллекции произведений иск-ва и библиотеки. В сознании др.-рим. общества сложилось представление о предпочтительности тихой, естественной и свободной сельской жизни в сравнении с городской, актуальное до настоящего времени.
Некоторые В. возводились в раннем Средневековье, но укреплённые стенами и рвами (в дальнейшем они превратились в крепости или были заменены замками). Новые В. появились в окрестностях Рима в нач. 14 в., когда жизнь за городом сделалась относительно безопасной. Они были окружены стенами и состояли из небольшого «домика» (casino, иногда имевшего угловые башни и одну центральную, служившую бельведером или голубятней), сада (с крестообразно расположенными аллеями из рядов фруктовых деревьев и пальм, перголами со скамьями) и виноградника. На устройство В. эпохи Возрождения сильное влияние оказали античные источники и трактаты теоретиков архитектуры (Л. Б. Альберти, Д. Барбаро, А. Палладио). В нач. 16 в. изучение рим. древностей отразилось в проектах В., в т. ч. в ансамбле В. Мадама (ныне в Риме, с 1517, архитекторы Рафаэль, А. да Сангалло Младший). В постройках Палладио оформилась осевая композиция ансамбля (В. Барбаро в Мазере, 1560–70), гл. дом приобрёл черты храмовидности (В. Ротонда в Виченце, 1551–67; В. Пояна близ Виченцы, 1560-е гг.). На В. возводили капеллы (или небольшие церкви), служившие для семейных молитв, а также в качестве усыпальниц; получили распространение террасные парки с лестницами (В. д’Эсте в Тиволи, арх. П. Лигорио, 1550–72). В эпоху барокко В. украшало множество скульптур; интерьеры зданий были насыщены пышной лепниной, монументальными росписями; в устройстве парков преобладали принципы театральности, контраста, смены пространственных впечатлений (Вилла Джулия, 1551–55; В. Альдобрандини во Фраскати, с гротами, водопадами, фонтанами; 1598–1603, архитекторы Дж. делла Порта, К. Мадерна и К. Фонтана). В 17–19 вв. во Франции, Англии, России и др. странах возводится много загородных усадебных ансамблей по образцу др.-рим. и итал. В. (рус. усадьбы обычно имели важное с.-х. значение). В 19 – нач. 21 вв. В. – комфортабельный дом для одной семьи, в т. ч. расположенный на участке с садом в городе, пригороде или на курорте.