КОЛО́МЕНСКОЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛО́МЕНСКОЕ, архит. ансамбль 16–17 вв. на юго-востоке Москвы, расположен на правом, высоком берегу р. Москва. Впервые село К. упоминается в 1336 в духовной грамоте Ивана I Даниловича Калиты; первоначально принадлежало моск. князьям; в 16 в. стало крупной великокняжеской, а позднее царской вотчиной, до нач. 19 в. оставалось одной из резиденций рос. монархов (до 1960 село). При Иване IV Васильевиче Грозном построен первый дерев. дворец. В 1606 в К. находился лагерь войска И. И. Болотникова. Участниками Болотникова восстания 1606–07 сооружён земляной острог, взятый войсками царя Василия Ивановича Шуйского в дек. 1606. В 1662 К. – резиденция царя Алексея Михайловича – осаждалось участниками Медного бунта 1662.
В 1667 в К. началось строительство (с использованием дворца Ивана Грозного) большого дерев. дворца Алексея Михайловича. Он состоял из множества обособленных объёмов с помещениями, объединёнными переходами, сенями, крыльцами, завершавшихся кровлями разнообразных очертаний. В осн. работы закончились в 1670 (мастера С. Петров, И. Михайлов «с товарищи»), однако и позднее к дворцу добавлялись новые помещения. В дворцовый комплекс входили также служебные постройки, ворота, Казанская церковь. В К. в детстве и юности часто бывал Пётр I, устраивавший в окрестностях села потешные манёвры. С переносом столицы в С.-Петербург дворец стал приходить в упадок. В 1722–24 под него подведены белокаменные фундаменты, однако в 1768 обветшавшее здание после обмеров (1762, под рук. И. Ф. Мичурина) было разобрано. Новый дворец, также деревянный, выстроен в 1760–1770-х гг. уже на другом месте, ближе к берегу реки. Он сильно пострадал в Отеч. войну 1812 и неск. лет спустя также был разобран. Последний дворец (1825, арх. Е. Д. Тюрин) разобран в 1878, от него сохранился лишь павильон.
Главный архит. памятник К. и центр. звено ансамбля – ц. Вознесения (1529–1532), наиболее ранний сохранившийся каменный шатровый храм на Руси. Построена из большемерного кирпича на белокаменном фундаменте, согласно совр. исследованиям, итал. мастерами. Здание имеет в плане крест, усложнённый угловыми выступами, без апсиды. Общая выс. 62 м (один из самых высоких храмов того времени). В поднятое на высокий подклет помещение храма, окружённое галереей, ведут 3 крыльца. С вост. стороны в галерее устроено «царское место» – каменный трон с видом на Москву-реку. Крестообразная нижняя часть переходит в восьмерик посредством ярусов стрельчатых кокошников. Над восьмериком возвышается стройный каменный шатёр, увенчанный небольшим барабаном с низким куполом. Первоначальное внутреннее убранство не сохранилось. Церковь неоднократно реставрировалась с устранением искажений первоначальных форм. Включена в список Всемирного наследия.
К юго-западу от ц. Вознесения в сер. 1530-х гг. выстроена церковь-колокольня Георгия Победоносца – круглое в плане столпообразное сооружение, также принадлежащее к «итальянизирующей» линии др.-рус. зодчества. В 1841 с запада к ней пристроена трапезная, почти полностью разобранная при реставрациях 20 в. и восстановленная в 2004. Неподалёку от Георгиевской ц. – Водовзводная башня (1670-е гг.), внутри которой сохранился белокаменный бассейн с колодцем. Территория дворца Алексея Михайловича ограничена с востока Передними (Красными) воротами с шатровой Часовой башней над ними (1672–73). С юга к воротам примыкают палаты Сытного двора (1660-е гг., 1766–67), с севера – Приказные палаты (1672). Спасские (Задние) ворота (1670-е гг.) увенчаны дерев. надстройкой с «бочками» (восстановлена в 2001–02). В центре этой территории – Казанская ц. (1644–1670-е гг.), быв. домовый храм Алексея Михайловича, соединявшийся первоначально с дворцом переходом. Пятиглавый четверик с двумя одноглавыми приделами и трапезной поставлен на высокий подклет. Пластичный декор характерен для моск. узорочья 17 в. Храм не закрывался и сохранил убранство интерьеров.
Место, где находился несохранившийся дворец, занято парком, в который перевезены в 1927–59 из разных мест уникальные памятники дерев. зодчества: домик Петра I из Архангельска (построен в 1702 на о. Марков), башня Братского острога (1652), надвратная башня Николо-Корельского мон. (1690–93), Моховая башня Сумского острога (1680-е гг.) и медоварня из с. Преображенское (18 в.). К югу от К., в быв. с. Дьяковское (Дьяково), – ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (предположительно 1560-е гг.). Она представляет собой 5 автономных столпообразных объёмов с престолами, объединённых галереей с притвором. Ещё один придел существовал над входом (отмечен снаружи звонницей и двумя главками). Наружная декорация храма своеобразна: помимо «итальянизирующих» деталей в ней присутствуют гигантские «колонки» на центр. барабане, пирамиды треугольных кокошников в основаниях барабанов угловых столпов, треугольные очертания наличников и ниш галереи. В декоре церкви есть общие черты с Покровским собором что на Рву (Василия Блаженного храм). В своде купола дьяковского храма раскрыта первоначальная декоративная роспись из расходящихся от центра спиралей, аналогичная росписи купола Покровского собора. На территории музея-заповедника – Дьяково городище, давшее название дьяковской культуре.
В 1923 в К. П. Д. Барановским организован музей (ныне Моск. гос. объединённый музей-заповедник Коломенское – Измайлово – Лефортово – Люблино). Музейные экспозиции размещены в К. в комплексе Передних ворот, в подклете ц. Вознесения, дерев. постройках (археологич. находки, изразцы, предметы вооружения, старопечатные и рукописные книги, иконы, часовые механизмы, выполненная в 1865–68 резчиком Д. А. Смирновым по чертежам дерев. модель дворца в 1/40 настоящей величины, материалы по истории К. и др.). С осени 2007 на месте быв. с. Дьяково воссоздаётся дворец царя Алексея Михайловича.