КРЕ́ПОСТЬ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́ПОСТЬ, долговременное фортификац. сооружение, подготовленное для длительной круговой обороны (осады). Как правило, К. имела постоянный гарнизон с самостоят. управлением, вооружение и запасы боеприпасов, продовольствия и воды. Термин «К.» появился в офиц. документах в Зап. Европе в 7 в. и означал частное укрепление или средства для усиления обороны населённых пунктов. К. можно разделить: по типу – на города-К. и самостоятельные, или отдельные (замки, монастыри и т. п.); по виду – на сухопутные и морские (приморские). Для овладения К. использовались блокада, разрушение фортификац. сооружений (стен и др.) и штурм.
Первоначально прообразом К. были населённые пункты, которые в целях защиты от вражеских нападений окружались оградой из дерева, земли, камня и др. материалов. Первые К. появились в эпоху неолитической революции, давшей возможность создавать запасы продовольствия (первая известная К. – Иерихон). В государствах Древнего мира мн. города по мере строительства в них разл. рода оборонит. укреплений становились одновременно и К. (Карфаген, Афины Древние, Платеи и др.). Города-К. были широко распространены также в Ср. Азии, Закавказье и Сев. Причерноморье. Как правило, древние города-К. в плане представляли собой многоугольник, по периметру которого возводились стены, соединявшие круглые или квадратные башни (вокруг некоторых городов иногда строилось неск. сплошных оград). Высота стен достигала 9–10 м (иногда до 30 м), толщина доводилась до 1/3 высоты. Верхняя часть стен завершалась парапетом с зубцами и амбразурами. Со всего периметра стен можно было вести фронтальный огонь. Башни были в 1,5–2 раза выше стен, приспосабливались для самостоят. обороны и прикрывали ближние подходы к стенам; являясь опорными пунктами гор. ограды, они играли важную роль в общей обороне. В центре города-К. возводилась цитадель (у греков – акрополь, у римлян – капитолий), служившая последним опорным пунктом для гарнизона в случае неудачной обороны. Для прикрытия границ древних государств (Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Древний Рим и др.) на наиболее опасных в воен. отношении направлениях возводились отд. К., которые обычно не имели жителей, кроме гарнизона.
В средние века в Зап. Европе большинство замков феодалов и монастырей возводились также в виде самостоятельных (отдельных) К. Напр., во Франции в 13–14 вв. насчитывалось ок. 50 тыс. замков-К., укреплённых городов и монастырей. Наличие большого числа К., наряду с малочисленностью армий, приводило к преобладанию осад в ходе боевых действий и к затяжному характеру войн. Вост. славяне с 10–11 вв. укрепляли свои поселения (городище, острог), которые, как правило, возводились на возвышенностях и окружались рвом, валом и дерев. оградой (тыном). Каменные укрепления взамен дерево-земляных начали строиться в 11 в. Монастыри, как правило, выполняли функции приграничных К. или гор. форпостов. Цитаделью укреплений города был двор князя или соборной церкви, обнесённый стеной с башнями (кром или детинец, а с нач. 14 в. – кремль или кремник).
С появлением артиллерии башни К. увеличились в размерах (14 в.) для размещения в них орудий (в России такие башни впервые появляются в 1485 при строительстве Московского Кремля), затем их заменили на округлые выступы стены (рондели), увеличилась толщина стен, перед ними на др. стороне рва делалась земляная насыпь (гласис) для прикрытия от обстрела их нижних частей. Для увеличения числа орудий, фланкирующих стены, вместо башен и ронделей с нач. 15 в. появляются бастионы. Бастионная система была доведена до совершенства франц. школой воен. инженеров во главе с С. де Вобаном, который, кроме того, предложил и усовершенствовал новый приём осады К. – постепенную атаку. Наряду с французской, существовала голл. школа (М. де Кугорн и др.), предполагавшая строительство нескольких более дешёвых дополнительных к бастионному фронту линий обороны (состояли из земляных укреплений – кронверков и гронверков). В России в 16–17 вв. оборона К. получила большое стратегич. значение, позволявшее остановить или задержать вторжение превосходящих сил противника (см. Псковская оборона 1581–82, Троицкая осада 1608–10, Смоленская оборона 1609–11). В Зап. Европе в 17–18 вв. совершенствование методов осады позволяло гарнизону К. вести борьбу в течение относительно короткого промежутка времени.
В кон. 18 – нач. 19 вв. значение К. в исходе воен. противоборства сторон снизилось. Осн. силы наступающих армий, как правило, обходили К. и продвигались к жизненно важным центрам страны, блокируя К. лишь небольшими отрядами с мощной артиллерией. В целях противодействия обходу К. и затруднения её блокирования глубина обороны была увеличена за счёт выноса за крепостную ограду передовых оборонит. рубежей и пунктов, создания мощных отд. укреплений – фортов, которые, как правило, связывались между собой подземными коммуникациями. Появился новый тип К. – фортовая К. Идея её создания была выдвинута Петром I и реализована при сооружении крепости Кронштадт (1-я пол. 18 в.). В Зап. Европе первый проект фортовой К. (г. Шербур, Франция) был предложен в 1778 франц. воен. инж. М. Монталамбером. Наиболее полная разработка теоретич. положений о фортовой К. принадлежит рос. воен. инж. А. З. Теляковскому (1846). Первоначально фортовая К. имела один пояс фортов, вынесенных вперёд от ядра К. на 2–3 км с промежутками между фортами 1,5–2 км. С повышением дальнобойности и разрушительности арт. снарядов, а также с появлением новых способов боевых действий, которые применялись во время Севастопольской обороны 1854–1855 и франко-прусской войны 1870–71, площади фортовых К. увеличились. Появился второй пояс фортов (6–8 км от крепостной стены), возросло расстояние между фортами (3–4 км), укреплялись промежутки между ними. Со 2-й пол. 19 в. в крепостном строительстве стали применять броневые конструкции (с 1864) и бетон (с 1880-х гг.). В 1888 рос. воен. инж. К. И. Величко разработал новый тип форта, представлявший собой опорный пункт пехоты, усиленный противоштурмовыми арт. орудиями. Тяжёлая артиллерия выводилась в промежутки между фортами. Новым в проекте являлся промежуточный капонир на 10 155-мм орудий, используемый в целях фланкирования арт. огнём промежутков между фортами и подступов к соседним фортам. Крепость Порт-Артур, построенная по проекту Величко, благодаря наличию укреплённых промежутков между фортами вынудила японцев в рус.-япон. войну 1904–05 отказаться от ускоренной атаки и начать длительную осаду (см. Порт-Артура оборона 1904–05).
Накануне 1-й мировой войны К. делились на большие (манёвренные) и малые. Большие К. имели цель удержать важные стратегич. объекты и обеспечить маневрирование полевой армии на гл. направлении. В состав гарнизона большой К. входило 40–50 тыс. чел. пехоты, а во время войны – до 100 тыс. чел. [Новогеоргиевск (ныне Модлин, район г. Новы-Двур-Мазовецки, Польша), Перемышль (ныне Польша), Антверпен (Бельгия)]. На вооружении состояло ок. 800 орудий разл. калибров с боекомплектом до 1 тыс. выстрелов на орудие. На второстепенных направлениях возводились малые К., которые состояли из нескольких фортов или отд. фортов-застав и предназначались для обороны конкретного пункта.
Большие приморские К. являлись, как правило, операционными базами флота, откуда проводилось развёртывание его гл. сил. Они имели неск. удобных и прикрытых, по возможности островами, выходов в море, внутр. рейд, обеспечивавший стоянку кораблей, а также все необходимые средства для снабжения, ремонта и питания флота. Большая приморская К. состояла обычно из центр. ядра (город, порт), расположенного у внутр. рейда и окружённого в ряде случаев со стороны суши оградой; береговых батарей, прикрывавших с моря и составлявших береговой или приморский фронт; сухопутного фронта в виде фортового пояса, охватывавшего пункт с суши. Малые приморские К. служили операционными базами и защищали важные пункты побережья (порты, якорные стоянки, угольные станции и т. д.). По устройству они обычно не отличались от больших приморских К., но имели меньшие размеры.
Боевые действия в 1-й мировой войне показали неспособность К. самостоятельно сдерживать вторжение массовых армий и длительно сопротивляться осаде. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами все государства постепенно перешли к новым формам инж. оборудования ТВД. Тем не менее во 2-й мировой войне использовались и сохранившиеся крепостные сооружения (см. Брестская крепость). После 2-й мировой войны некоторые крепостные сооружения сохраняются как музеи и памятники архитектуры.