Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ДВОРЕ́Ц

Авторы: В. Г. Белозёрова
Императорский дворец в Пекине. Общий вид ансамбля. Фото А. И. Нагаева
Архив БРЭ Императорский дворец в Пекине. Тронный павильон «Высшей гармонии». 1421, реконструирован в 1697.

ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ДВОРЕ́Ц (Гу­гун, За­прет­ный го­род), двор­цо­вый ком­плекс в Пе­ки­не. Ос­но­ван в цен­тре Пе­ки­на в нач. 15 в., не­од­но­крат­но об­нов­лял­ся и пе­ре­страи­вал­ся (наи­бо­лее ак­тив­но в 17–18 вв.). В пе­ри­од прав­ле­ния кит. ди­на­стии Мин (1368–1644) в И. д. жи­ли 14 им­пе­ра­то­ров, а при мань­чжур­ской ди­настии Цин (1644–1911) – 10. Ком­плекс И. д., пря­мо­уголь­ный в пла­не (960 × 750 м), об­не­сён сте­ной (выс. ок. 10 м) и опоя­сан ка­на­лом с во­дой. Внут­ри пре­им. сим­мет­рич­но рас­по­ло­же­но ок. 10 тыс. поме­ще­ний. На центр. пла­ни­ро­воч­ной оси на­хо­дят­ся гл. строе­ния: трон­ный па­виль­он «Выс­шей гар­мо­нии» (Тай­хэ­дянь, 1421, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1697), па­виль­он-ка­би­нет «Сре­дин­ной гар­мо­нии» (Чжун­хэ­дянь) и бан­кет­ный па­виль­он «Со­хра­няе­мой гар­мо­нии» (Бао­хэ­дянь; оба 15 в., пе­ре­строе­ны в 17–18 вв.). Со­глас­но тра­диц. ар­хит. нор­ма­ти­вам, не­су­щей кон­ст­рук­ци­ей во всех зда­ни­ях яв­ля­ет­ся де­рев. сто­еч­но-ба­лоч­ный кар­кас, за­пол­нен­ный кир­пич­ной клад­кой. Кров­ли строе­ний вы­ло­же­ны зо­ло­ти­стой че­ре­пи­цей, т. к. жёл­тый цвет яв­ля­ет­ся пре­ро­га­ти­вой им­пе­ра­то­ра. Ко­лон­ны, две­ри и окон­ные ре­шёт­ки вы­кра­ше­ны, как и сте­ны, в пур­пур­ный цвет, сим­во­ли­зи­рую­щий не­бес­ную энер­гию Ян, при­су­щую им­пе­ра­то­ру как «сы­ну Не­ба». Вы­со­кие плат­фор­мы, пе­ри­ла и ле­ст­ни­цы от­де­ла­ны рез­ным бе­лым мра­мо­ром, при­зван­ным вы­зы­вать ас­со­циа­ции с за­об­лач­ны­ми вы­ся­ми. Про­сто­рные дво­ры, рас­счи­тан­ные на мно­го­люд­ные при­двор­ные це­ре­мо­ниа­лы, вы­мо­ще­ны 15 слоя­ми се­ро­го кир­пи­ча.

В по­ме­ще­ни­ях И. д. хра­ни­лось по­сто­ян­но по­пол­няв­шее­ся имп. со­б­ра­ние древ­но­стей, в т. ч. са­мая круп­ная в стра­не кол­лек­ция кал­ли­гра­фич. и жи­во­пис­ных свит­ков, а так­же боль­шое чис­ло ше­дев­ров де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. В 1925 ре­зи­ден­цию по­ки­нул по­след­ний имп. Пу И (пра­вил в 1909–12), на тер­ри­то­рии двор­ца был ор­га­ни­зо­ван му­зей, от­кры­тый для сво­бод­но­го по­се­ще­ния вплоть до япон. втор­же­ния 1937. При эва­куа­ции на Тай­вань войск Чан Кай­ши в 1949 зна­чит. часть имп. со­б­ра­ния тай­но вы­вез­ли из стра­ны, что по­зво­ли­ло в 1965 от­крыть Нац. двор­цо­вый му­зей в Тай­бэе (так­же име­нуе­мый Гу­гун). По­сле об­ра­зо­ва­ния КНР (1949) И. д. во­зоб­но­вил му­зей­ную дея­тель­ность (был за­крыт в 1966–76), ны­не функ­цио­ни­ру­ет од­но­вре­мен­но как ту­ри­стич. ис­то­ри­ко-ар­хит. ком­плекс и как на­уч­но-му­зей­ный центр. Фон­ды му­зея на­счи­ты­ва­ют ок. 1 млн. экс­по­на­тов. Ком­плекс И. д. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Weng Wan-go, Yang Boda. The Palace museum, Peking: treasures of the Forbidden city. L., 1982.

Вернуться к началу