Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́УД ЯКОБУС ЙОХАННЕС ПИТЕР

Авторы: А. Н. Шукурова
Я. Й. П. Ауд. Жилые дома Кифхук в Роттердаме. 1925–29.

А́УД (Oud) Яко­бус Йо­хан­нес Пи­тер (9.2.1890, Пюр­ме­ренд – 5.4.1963, Вас­се­нар), голл. ар­хи­тек­тор. Учил­ся у ар­хи­тек­то­ров Й. Кёй­пер­са и Я. Стёй­та, в Шко­ле тех­нич. ри­сун­ка в Ам­стер­да­ме, в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Дел­ф­те и у арх. Т. Фи­ше­ра в Мюн­хе­не. Око­ло 1915 сбли­зил­ся c Т. ван Дус­бур­гом; публи­ко­вал ста­тьи и про­ек­ты в ж. «Де Стейл», в т. ч. про­ек­ты тер­рас­но­го жи­ли­ща в Схе­ве­нин­ге­не (1917), фаб­ри­ки в Пур­ме­рен­де (1919). В оформ­ле­нии фа­са­да ка­фе «Де Юние» в Рот­тер­да­ме (1924–27) ис­поль­зо­вал прин­ци­пы гра­фич. ком­по­зи­ции груп­пы «Де Стейл» (не со­хра­ни­лось, вос­соз­да­но в 1985–86). В 1918–33 гор. ар­хи­тек­тор Рот­тер­да­ма. Уде­лял осн. вни­ма­ние по­ис­ку совр. форм жи­лой ар­хитек­ту­ры (ком­плек­сы до­мов Ауд Ма­те­нес­се, 1922–30, Киф­хук, 1925–1929, и др. – в Рот­тер­да­ме; до­ма вы­ста­воч­но­го пос. Вай­сен­хоф, близ Штут­гар­та, 1927, и др.). В даль­ней­шем за­ни­мал­ся ча­ст­ной прак­ти­кой, от­да­вая пред­поч­те­ние мо­ну­мен­таль­ным фор­мам и ди­зай­ну: ин­терь­е­ры оке­ан­ско­го лай­не­ра «Но­вый Ам­стер­дам» (1937); зда­ние фир­мы «Шелл» в Гаа­ге (1938–42); Нац. мо­ну­мент в Ам­стер­да­ме (1954–56, скульп­тор Дж. Ра­де­кер). В ар­хи­тек­ту­ре дет­ско­го са­на­то­рия близ Ар­не­ма (1952–60) вер­нул­ся к сти­лю 1920-х гг., ко­то­рый на­зы­вал «по­этич. функ­цио­на­лиз­мом». А. – ав­тор зда­ния Кон­грес­са Ни­дер­лан­дов в Гаа­ге (совм. с сы­ном Хен­д­ри­ком Эми­лем, 1956–69).

Соч.: Hollän dische Architektur. Mü nch., 1926; Mein Weg in «De Stÿl». Gravenhage, 1962; Ху­до­же­ст­вен­ные сред­ст­ва ар­хи­тек­ту­ры бу­ду­ще­го; Как я ра­бо­таю // Мас­те­ра ар­хи­тек­ту­ры об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1972.

Лит.: Oud H. J. J. P. Oud: architect, 1890–1963. Gravenhage, 1984; Barbieri U. J. J. P. Oud. Bologna, 1986.

Вернуться к началу