Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МАЖИНО́ ЛИ́НИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 439

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Колганов

«МАЖИНО́ ЛИ́НИЯ», сис­те­ма франц. дол­го­вре­мен­ных ук­ре­п­ле­ний и за­гра­ж­де­ний на гра­ни­це с Гер­ма­ни­ей, Люк­сем­бур­гом и час­тич­но с Бель­ги­ей. Воз­во­ди­лась с 1926 (по др. данным, с 1928) по пред­ло­же­нию Ко­мис­сии по при­гра­нич­ным ук­ре­п­ле­ни­ям под рук. во­ен. мин. Фран­ции (вна­ча­ле П. Пен­ле­ве, а с 1929 А. Ма­жи­но, в честь ко­то­ро­го на­зва­на). Во­шла в строй в 1936, до 1940 со­вер­шен­ст­во­ва­лась. Гл. по­ло­са обо­ро­ны, про­хо­див­шая от Лон­гюй­о­на до Бель­фо­ра, име­ла про­тя­жён­ность по фрон­ту ок. 400 км и глу­би­ну 10–22 км (вклю­чая по­ло­су обес­пе­че­ния глу­би­ной 4–14 км). «М. л.» со­стоя­ла из 3 ук­ре­п­лён­ных рай­онов: Мец­ко­го (Ло­та­ринг­ско­го), Лау­тер­ско­го (Эль­зас­ско­го) и Бель­фор­ско­го, а так­же 2 ук­ре­п­лён­ных сек­то­ров с сис­те­ма­ми за­то­п­ле­ния ме­ст­но­сти. Обо­ро­нит. по­ло­са от Страс­бу­ра до Бель­фо­ра опи­ра­лась на ес­теств. пре­пят­ст­вия (р. Рейн и ка­нал Ро­на – Рейн) и не име­ла мощ­ных ук­ре­п­ле­ний. Строи­тель­ст­во обо­ро­нит. со­ору­же­ний по гра­ни­це с Бель­ги­ей к се­ве­ро-за­па­ду от «М. л.» на­ча­лось толь­ко в 1936 и к нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны, в 1939–41, за­кон­че­но не бы­ло. Все­го по­строи­ли ок. 5,6 тыс. дол­го­вре­мен­ных ог­не­вых со­ору­же­ний (в т. ч. 520 арт. и 3,2 тыс. пу­ле­мёт­ных). На наи­более опас­ных на­прав­ле­ни­ях бы­ли соз­да­ны 22 круп­ные груп­пы (ан­самб­ля) дол­го­вре­мен­ных обо­ро­нит. со­ору­же­ний. Они со­еди­ня­лись ме­ж­ду со­бой под­зем­ны­ми га­ле­рея­ми и име­ли уби­раю­щие­ся внутрь ору­дий­ные баш­ни со 135-мм пуш­ка­ми, а так­же арт. и пу­ле­мёт­ные ка­зе­ма­ты, по­ме­ще­ния для лич­но­го со­ста­ва, скла­ды с 3-ме­сяч­ным за­па­сом про­до­воль­ст­вия и бо­е­при­па­сов, ус­та­нов­ки для фильт­ра­ции воз­ду­ха, ав­то­ном­ные элек­тро­стан­ции, во­до­про­вод, ка­на­ли­за­цию и пр. Бе­тон­ное пе­ре­кры­тие (до 3 м) вы­дер­жи­ва­ло пря­мое по­па­да­ние двух 420-мм сна­ря­дов. Гар­ни­зон наи­бо­лее круп­ных со­ору­же­ний на­счи­ты­вал до 1,2 тыс. чел. Для об­слу­жи­ва­ния «М. л.» бы­ли соз­да­ны спец. кре­по­ст­ные вой­ска (к маю 1940 – 224 тыс. чел.). В нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны на «М. л.» на­хо­ди­лись 2 груп­пы ар­мий (50 ди­ви­зий). Не­до­стат­ки «М. л.» вы­яви­лись ещё до на­ча­ла вой­ны. Ли­ния име­ла не­дос­та­точ­ную глу­би­ну, сла­бую про­ти­во­тан­ко­вую и про­ти­во­воз­душ­ную обо­ро­ну, не бы­ла под­го­тов­ле­на для про­ве­де­ния в её пре­де­лах ма­нёв­ра по­ле­вы­ми вой­ска­ми. В мае – ию­не 1940 герм. вой­ска обош­ли «М. л.» с се­ве­ра че­рез Ар­ден­ны и вы­шли в тыл франц. ар­мии, что пред­ре­ши­ло ис­ход всей Фран­цуз­ской кам­па­нии 1940. На­сту­п­ле­ние герм. груп­пы ар­мий «Ц», пред­при­ня­тое на «М. л.» с фрон­та в по­ло­се ме­ж­ду Сент-Аволь­дом и Са­ар­брюк­ке­ном, ус­пе­ха не име­ло. Лишь по­сле от­хо­да по­ле­вых войск от «М. л.» нем­цам уда­лось пре­одо­леть по­ло­су на уз­ком уча­ст­ке. Мн. гар­ни­зо­ны дол­го­вре­мен­ных обо­ро­нит. со­ору­же­ний про­дол­жа­ли со­про­тив­ле­ние и сло­жи­ли ору­жие лишь по­сле ка­пи­ту­ля­ции Фран­ции. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од боль­шин­ст­во со­ору­же­ний «М. л.» бы­ло пе­ре­да­но под скла­ды во­ен. иму­ще­ст­ва и для др. це­лей.

Лит.: Яков­лев В. В. Со­вре­мен­ная во­ен­но-ин­же­нер­ная под­го­тов­ка вос­точ­ной гра­ни­цы Фран­ции. (Ли­ния Ма­жи­но). М., 1938; Люд­виг М. Со­вре­мен­ные кре­по­сти. (От кру­го­вой кре­по­сти к ук­ре­п­лен­ной зо­не). М., 1940; Кар­бы­шев Д. М. Ма­жи­но и по­зи­ция Зиг­фри­да // Кар­бы­шев Д. М. Избр. на­уч. тру­ды. М., 1962; Ка­уф­ман Дж. Э. Фор­ти­фи­ка­ция Вто­рой ми­ро­вой вой­ны 1939–1945. Ев­ро­па: кре­по­сти, до­ты, бун­ке­ры, блин­да­жи, ли­нии обо­ро­ны. М., 2006.

Вернуться к началу