Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХИТЕКТО́НИКА

АРХИТЕКТО́НИКА (от греч. ἀρχιτεϰτονιϰή  – зод­че­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра), со­во­куп­ность об­щих струк­тур­ных прин­ци­пов, обу­слов­ли­ваю­щих ком­по­зи­ци­он­ную це­ло­ст­ность ху­дож. про­из­ве­де­ния. Про­яв­ля­ет­ся во все­сто­рон­ней со­гла­со­ван­но­сти его час­тей и эле­мен­тов: напр., в изо­бра­зит. ис­кус­ст­вах – в со­от­но­ше­нии про­пор­ций; в ар­хи­тек­ту­ре – во взаи­мо­свя­зи не­со­мых и не­су­щих час­тей, де­лаю­щей на­гляд­ны­ми ста­тич. уси­лия кон­ст­рук­ции. Тер­мин «А.», вве­дён­ный И. Кан­том для обо­зна­че­ния «ис­кус­ст­ва по­строе­ния сис­те­мы» («Кри­ти­ка чис­то­го ра­зу­ма», Транс­цен­ден­таль­ное уче­ние о ме­то­де, гл. 3), со 2-й пол. 19 в. вхо­дит в оби­ход эс­те­ти­ки, ис­кус­ст­во­зна­ния и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния в свя­зи с по­пыт­ка­ми вы­явить уни­вер­саль­ные за­ко­ны ху­дож. фор­мы (О. Гос­тин­ски, А. Хиль­деб­ранд, О. Валь­цель). По­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние в сим­во­ли­ст­ской лит. кри­ти­ке (Вяч. И. Ива­нов, Ю. И. Ай­хен­вальд), в ли­те­ра­ту­ро­ведч. тру­дах груп­пы ОПОЯЗ. Как эти­ко-эс­те­тич. ка­те­го­рия А. ос­мыс­ле­на в ра­бо­тах М. М. Бах­ти­на 1920-х гг. («К фи­ло­со­фии по­ступ­ка», «Ав­тор и ге­рой в эс­те­ти­че­ской дея­тель­но­сти» и др.).

В ши­ро­ком смыс­ле А. – лю­бая струк­ту­ра, об­ла­даю­щая яр­ко вы­ра­жен­ны­ми при­зна­ка­ми цель­но­сти, внутренней за­вер­шён­но­сти (напр., А. моз­га). В ис­кус­ст­во­зна­нии в отд. слу­ча­ях А. – то же, что и тек­то­ни­ка.

Лит.: Adamy R. Ar­chitek­tonik auf his­tori­scher und ästhetischer Grund­lage. Han­nover, 1881–1896. Bd 1–3.

Вернуться к началу