Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРОКА́ВА КИСЁ

Авторы: Н. И. Фролова
Кисё Курокава. Музей современного искусства префектуры Сайтама. 1978–82. Сайтама.

КУРОКА́ВА Ки­сё (наст. имя Но­риа­ки) (8.4.1934, На­гоя – 12.10.2007, То­кио), япон. ар­хи­тек­тор и тео­ре­тик ар­хи­тек­туры. Сын арх. Ми­ки Ку­ро­ка­вы. Окон­чил Ки­от­ский (1957) и То­кий­ский (1959) ун-ты; по­лу­чил док­тор­скую сте­пень под рук. Кэнд­зо Тан­гэ (1964). В 1960 К. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей ар­хит. дви­же­ния ме­та­бо­лизм, в рус­ле ко­то­ро­го соз­дал свои пер­вые про­ек­ты «Го­род-спи­раль» (1961, вдох­нов­лён мо­ле­ку­ла­ми ДНК) и «Пла­ву­чий го­род» (1961). В 3 па­виль­о­нах К. для Все­мир­ной вы­став­ки 1970 в Оса­ке кар­кас до­пол­нял­ся съём­ны­ми мо­дуль­ны­ми кон­ст­рук­ция­ми. К этой же ли­нии при­над­ле­жат баш­ни «Nakagin Cap­sule Tower» в То­кио (1970–72) и «Sony Tower» в Оса­ке (1972–76; сне­се­на), мо­ду­ли-по­ме­ще­ния ко­то­рых ук­ре­п­ле­ны на бе­тон­ных стерж­нях и мо­гут быть за­ме­не­ны по ме­ре из­но­са.

В 1970-е гг. К. от­хо­дит от идей ме­та­бо­лиз­ма, фор­ми­руя ар­хит. фи­ло­со­фию «сим­био­за», пред­по­ла­гаю­щую гар­мо­нич­ное со­еди­не­ние про­ти­во­по­лож­ных на­чал – внут­рен­не­го и внеш­не­го, ча­ст­но­го и об­ще­ст­вен­но­го (Му­зей совр. иск-ва пре­фек­ту­ры Сай­та­ма, Сай­та­ма, 1978–82). В его про­ек­тах про­яв­ля­ют­ся чер­ты тра­диц. япон. ар­хи­тек­ту­ры и идеи буд­диз­ма (Нац. му­зей эт­но­ло­гии в г. Суй­та, 1973–77), отд. де­та­ли на­де­ля­ют­ся сим­во­лич. смыс­лом (так, в зда­нии Му­зея совр. иск-ва в Хи­ро­си­ме, 1988–89, от­кры­тый круг­лый двор в цен­тре по­строй­ки от­ме­ча­ет ме­сто па­де­ния атом­ной бом­бы в 1945). Ди­на­мич­ные кри­во­ли­ней­ные фор­мы от­ли­ча­ют ра­бо­ты К. 1990–2000-х гг.: но­вое кры­ло Му­зея Ван Го­га в Ам­стер­да­ме (1990–98); эко­ло­ги­че­ски чис­тый аэ­ро­порт Куа­ла-Лум­пу­ра с эле­мен­та­ми тра­диц. ма­лай­ской ар­хи­тек­ту­ры, вклю­чаю­щий в свой комп­лекс уча­сток тро­пич. ле­са (1992–98); Нац. центр ис­кусств в То­кио (2000–06); про­ект ста­дио­на «Зе­нит» в С.-Пе­тер­бур­ге (2006–07). К. раз­ра­бо­тал ген­план сто­ли­цы Ка­зах­ста­на Ас­та­ны (1998), по его про­ек­ту там воз­ве­дён ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (2000–03), рас­счи­тан­ный на рез­кие пе­ре­па­ды тем­пе­ра­тур. Сре­ди др. гра­до­стро­ит. про­ек­тов К. – «Но­вый план То­кио 2025» (1987, не реа­ли­зо­ван).

Cоч.: Metabolism in architecture. Boulder, 1977; The architecture of symbiosis. N. Y., 1988; Intercultural architecture: the philosophy of sym­biosis. L., 1991; Фи­ло­со­фия сим­био­за как но­вая сис­те­ма XXI в. М., 2001; Ре­во­лю­ция го­ро­да. То­кио, 2006 (на япон. яз.).

Лит.: Ross M. F. Beyond metabolism. N. Y., 1978; Guiheux A. K. Kurokawa, architecte: le métabolisme 1960–1975. P., 1997; K. Kuroka­wa: from the age of machine to the age of life. L., 1998; Lökçe S. K. Kurokawa. İst., 2001; K. Kurokawa: metabolism and symbolism / Ed. I. Flagge a. o. B., 2005.

Вернуться к началу