ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕА́ТР (от греч. θέατρον – место для зрелищ, зрелище), 1) вид искусства, специфич. средством выражения которого является исполняемое перед публикой сценич. действие. В архаич. и традиц. культурах существует в рамках синкретизма, включающего также религию и магию, музыку, поэзию, танец, изобразит. иск-во. На зрелой стадии развития худож. культуры европ. типа, когда отд. виды иск-ва отделились друг от друга, в театральном спектакле существенное значение имеет муз. и сценич. оформление; формируются жанры, в которых ведущую роль играет музыка (см. Балет, Опера, Оперетта, Мюзикл). Со временем внутри самого́ театрального действия осуществляется синтез искусств. Неодинаково на разных этапах значение драматургии. Ведущая, определяющая для Т. от эпохи Возрождения до нач. 20 в., позднее роль драмы как первоосновы театрального представления ослабевает: гл. объектом Т. признаётся спектакль, пьеса перестаёт быть критерием для его анализа и оценки. Гл. носитель театрального действия – актёр (см. Актёрское искусство). В разные эпохи меняется роль режиссёра (см. Режиссёрское искусство), художника (см. Театрально-декорационное искусство), композитора и мн. др. создателей спектакля.
2) Здание, где происходят театральные представления.
Исторический очерк
Возникший в Греции Древней, Т. (европ. модель) обязан своим происхождением оргиастич. культу умирающего и воскресающего бога Диониса. Из хора сатиров дионисийских празднеств с масками, ряженьем и плясками выделился запевала дифирамба, что, по свидетельству Аристотеля, положило начало трагедии и сатировской драме; от шествия толпы подвыпивших ряженых (комос), исполняющих скабрёзные фаллич. песни и мимы на сельских праздниках в честь Диониса, произошла комедия. Родоначальником трагедии считается икарийский поэт Феспис (Феспид), первый протагонист (гипокрит), выделившийся из хора и вступивший с ним в диалог. С постановки его трагедии (название неизвестно) на празднике Великих Дионисий в 534 до н. э. ведёт отсчёт европ. театр. К 5 в. до н. э. греч. трагедия и комедия вышли за пределы мифа о Дионисе, обретя классич. форму и расширив круг сюжетов в сочинениях Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Обязательным атрибутом др.-греч. актёра была маска. Костюм трагич. актёра состоял из длиннополого расшитого ионийского хитона с рукавами, плаща и сапожков на каблуках с загнутыми кверху носками. Комич. персонаж носил короткий дорический хитон, трико и пользовался толщинками. Среди особых технич. приспособлений известны эккиклема (подвижная платформа, выкатывающаяся из дверей скены) и эорема, или механэ (механич. подъёмник для произведения полётов). В новой аттической комедии Менандра хор, утратив связь с фабулой, превратился в исполнителя интермедийных песен и танцев и делил действие на 5 частей. Усложнялось развитие сюжета, изменялась функциональность сценич. площадок. В Т. эллинизма широкое распространение получили внелитературные комич. жанры – мимы, пантомимы и флиаки.
Прообразом театра Рима Древнего считаются сатуры и ателланы с четырьмя гротесковыми персонажами-масками. Первая лит. греч. трагедия в лат. переводе поставлена Ливием Андроником в 240 до н. э. на праздничных играх в Риме. Среди комедиографов: Гней Невий, Плавт, Теренций. На рубеже 2–1 вв. до н. э. достигла расцвета тогата, лит. обработку получили старинная ателлана, а вслед за ней и мим. Рим. актёры до 1 в. до н. э. играли без масок. Первым исполнителем, надевшим её, считается Росций. Изменился облик актёра – в трагедии появились тога и высокие дерев. котурны, в комедии выходили в тунике с короткими плащами (паллием и хламидой) и сокках (низких лёгких башмаках). Во времена Рим. империи Сенека попытался возродить греч. трагедию, опираясь на современные ему политич. аллюзии и критику деспотизма, однако его пьесы не вышли за пределы лит. жанра. На смену трагедии пришёл пантомим – сольный танец актёра в маске, сопровождающийся пением хора. Широкое распространение получила пирриха – танцевальный спектакль с ансамблем танцовщиц и танцовщиков на любовно-мифологич. сюжет. В 1 в. н. э. интерес зрителей сместился в сторону цирковых зрелищ, состязаний колесниц и гладиаторских боёв.
Превращение христианства в офиц. религ. культ привело к подчинению Церкви всех сфер жизни и разрыву с древней эллинско-рим. зрелищной традицией. В эпоху раннего Средневековья возникли зачатки литургической драмы, в 12–14 вв. – не связанные с литургией жанры церковного театра миракль и моралите. Они сочинялись учёными клириками монастырских школ как упражнения в лат. яз. и богословии, а исполнялись школярами в скромных условиях трапезных. В период зрелого Средневековья Т. вышел на площадь, став общим делом гор. ремесленных цехов. Из пасхального тропа развился жанр мистерии. Как концептуальный жанр ср.-век. Т. её отличала особая сценич. инерция. Представления мистерий продолжались в эпоху европ. гуманизма, Реформации и Контрреформации, превращаясь в полемич. театральный жанр. Ср.-век. актёры – гистрионы, танцоры, певцы и акробаты, скоморохи – находили пристанище и в домах аристократии, и внутри гор. стен. Не участвуя в постановках церковного и религ. Т., они оказывались маргиналами. Их уделом становился жанр низового нар. Т. – фарс.
В эпоху Возрождения Т. декларировал возвращение к идеалу античной драмы. В 16 в. в Италии появились «правильные» («учёные») трагедии на нац. языке, воспроизводившие композицию др.-греч. трагедии и жестоких драм Сенеки (Дж. Ручеллаи, Дж. Триссино, Дж.Джиральди Чинцио, Т. Тассо), а также «учёные» комедии, следовавшие образцу рим. комедии Плавта и Теренция (П. Аретино, А. Граццини, А. Каро, Дж. Бруно, Н. Макиавелли); получил распространение новый сценич. жанр – пастораль; возник первый проф. актёрский Т. на основе комедии дель арте. В Испании (М. Сервантес, Лопе Ф. де Вега Карпьо, Тирсо де Молина, П. Кальдерон де ла Барка) и Англии (У. Шекспир и его младшие современники Б. Джонсон, Дж. Уэбстер, Ф. Бомонт, Дж. Флетчер) утвердился новый тип драмы со свободной композицией, широким спектром сюжетов, смешением возвышенного и низменного, идеального и бытового, трагического и комического, опирающийся не на традицию «учёной» гуманистич. пьесы, а на постановочную практику гор. публичных и нар. площадных театров. В центре драмы – герой, несущий в себе и радость, и разочарования в ренессансном идеале.
Во Франции в эпоху классицизма Т. занял место в ряду «высоких» искусств. Классицизм явился первым нормативным стилем, устранившим разрыв между лит-рой и театральной практикой и в ведущем стилевом жанре трагедии давшим рецепт образцового сценич. произведения. Произошло разделение жанров на высокий – трагедия (П. Корнель, Ж. Расин) и низкий – комедия (Мольер); определились общие композиц. принципы: единства времени, места и действия; осмыслен тезис о подражании благородной природе, заострён вопрос о правде и правдоподобии, выдержанности характера, выразительности поэтич. и прозаич. речи. Возникли законы классицистич. сцены: единство декорационной установки, симметричность мизансцены, отказ от освоения глубины сценич. площадки, ораторский жест и стиль актёрского исполнения, тональный принцип декламации при преобладании слова над внешним действием, балетная поза в соответствии со светскими приличиями. Сложилась система театральных амплуа. В 1680 указом короля Людовика XIV учреждена «Комеди Франсез», театр нового типа, основанный на лит. драме и объединивший в общую труппу артистов трагич. и комич. школ. Покровительство двора и гос. дотация фактически устанавливали театральную монополию (в Англии появилась ещё раньше: при короле Карле II в 1660).
В эпоху Просвещения возник «средний», демократический жанр – мещанская драма, развивалась комедия нравов с социально-бытовой характеристикой героев, тяготеющая к изображению повседневности, основанная на столкновении не характеров, а обществ. положений (У. Конгрив, Дж. Фаркер, О. Голдсмит, Р. Б. Шеридан в Англии; П. Бомарше во Франции; К. Гольдони в Италии, Д. И. Фонвизин в России). Создавались теоретич. трактаты о драме и природе актёрского творчества (Д. Дидро, Бомарше, Г. Э. Лессинг). Возникла фигура актёра-просветителя, способного анализировать принципы работы над образом и осуществлять общее худож. руководство постановкой (Д. Гаррик в Англии; А. Л. Лекен во Франции; Ф. Л. Шрёдер и К. Экгоф в Германии; И. А. Дмитревский в России). В России указом имп. Елизаветы Петровны учреждён первый гос. профессиональный постоянно действующий театр (1756), формировалась нац. драматургия (А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, Я. Б. Княжнин) и проф. актёрская школа (Ф. Г. Волков, Я. Д. Шумский, Т. М. Троепольская, Померанцевы). В лондонском театре «Друри-Лейн» в 1765 появилась рампа, а в 1770-х гг. началась реформа условного классицистич. костюма. Жанр трагедии подвергся просветительской интерпретации (Вольтер). В 1780–90-х гг. возник веймарский классицизм. В эпоху смены исполнительского стиля под влиянием мещанской драмы, или слёзной комедии, актуализировался вопрос об актёрской технике и совр. толковании образов классицистич. трагедий (Дюмениль, Клерон). На исходе 18 в. на волне движения «Бури и натиска» в Германии родился жанр историч. драмы, в которой события прошлого превращались не в повод для совр. аллюзий, а в отд. предмет исследования. В эпоху романтизма центр. фигура европ. Т. – В. Гюго. Его «Эрнани» стал первой постановкой романтич. драмы («Комеди Франсез», 1830), вызвав ожесточённые споры между «классиками» и «романтиками». Однако драма этого времени, как правило, не становилась достоянием сцены: в ней исповедальная монологичность преобладала над действием. Новый тип актёра с крайней эмоциональной заразительностью проявился в жанрах мелодрамы и костюмной историч. пьесы (А. Дюма-отец, Э. Скриб, А. В. де Виньи во Франции; Ф. Грильпарцер в Австрии; А. Мандзони, Дж. Б. Никколини в Италии). Историч. колорит романтич. драматургии потребовал введения портретного грима, этнографич. и историч. костюма (напр., костюмы Ж. Л. Давида для Ф. Ж. Тальма). Иск-во романтич. актёра с патетикой чувств, взрывчатым темпераментом и неуправляемой страстностью формировалось в парижских «Театрах бульваров» (М. Дорваль, П. Бокаж, Фредерик-Леметр), в Англии (Э. и Ч. Кин), Германии (Л. Девриент, И. Флекк), России (П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, см. Каратыгины), Италии (Г. Модена). Отмена театральной монополии в Англии (1834) способствовала развитию частной антрепризы, во главе которой стояли ведущие актёры (У. Ч. Макриди, С. Фелпс). Романтизм привёл к появлению ярких и крупных актёрских индивидуальностей, одновременно обессмыслив понятие исполнительского ансамбля, державшегося на строгой системе амплуа и единстве стиля.
2-я пол. 19 в. – время «школы здравого смысла», утверждения принципов «хорошо сделанной пьесы», не слишком содержательной, но предоставляющей широкое поле для игры (Скриб, Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Развитие получили жанры водевиля и оперетты. После отмены театральной монополии во Франции (1864) начался процесс коммерциализации европ. Т. Гл. фигурой на сцене оставался актёр. Франц. мастеров отличали виртуозность техники и чувство стиля (Б. К. Коклен, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар). Инерция романтизма увлекала итал. трагиков, чья эстетика формировалась в эпоху Рисорджименто (А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе). Психологизм в сочетании с социально-бытовой характеристикой персонажа или глубокий трагич. лиризм свойственны рус. актёрам (М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, П. М., М. П. и О. О. Садовские, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, А. И. Южин-Сумбатов). Как и в Италии, в Германии (Э. Поссарт, Л. Барнай) Т. мыслился как способ нац. и гос. объединения. Основу репертуара двух гл. театров Рос. империи (петерб. Александринского и моск. Малого) с 1857 составляли драмы А. Н. Островского, открывшего неизвестный пласт рус. жизни с новыми типами и характерами, укоренёнными в нац. быте. Его пьесы завершили начатый А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем процесс развития рус. комедии как особого жанрового явления в контексте европ. драматургии. В 1850-е гг. постановками Ч. Кина в лондонском «Принсесс тиэтр» (первом англ. репертуарном Т.) закладывались основы режиссёрского искусства. Этапом на этом пути стало открытие Мейнингенского театра.
В 1881 Э. Золя в работе «Натурализм в театре» сформулировал принципы нового эстетич. направления. Проявив особую склонность к жанру семейно-бытовой драмы, натурализм нашёл отклик и за пределами Франции, в складывающихся общенациональных, до того периферийных драматургич. традициях – наиболее точный в Италии в форме веризма, менее отчётливый в странах Скандинавии (Г. Ибсен, Б. М. Бьёрнсон, А. Стриндберг) и в Германии (Г. Гауптман, Г. Зудерман). Натурализм стал отправной точкой для европ. «новой драмы» рубежа 19–20 вв. Из сгущённого быта рождались метафора и символ, под покровом повседневной жизни открывался её трагизм, слово теряло прямой смысл, и появлялся подтекст, за внешним действием без завязки и развязки таился конфликт внутренний, из драмы изгонялся герой, ломалась система амплуа, возникал ансамблевый тип взаимодействия между персонажами, существенными элементами действия становились атмосфера, паузы, разрастались авторские ремарки как свидетельство нового – режиссёрского – типа мышления драматурга. С постановками натуралистич. и новой драмы связано возникновение режиссёрского театра (А. Антуан, О. Брам) и новое понимание спектакля как эстетич. целостности, в которой усилия автора, художника и актёра объединены волей режиссёра и устремлены к единой цели (МХТ под рук. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В натуралистич. театре иллюзия жизнеподобия достигла своего пика, вступая в противоречие с условностью сцены. Стремление максимально приблизиться к реальности соединялось с противоположной тенденцией – выйти за её пределы, рождая Т. символизма (П. Фор, О. М. Люнье-По). Режиссёры символистского Т. мечтали об актёре-сверхмарионетке и актуализировали тему маски (Г. Э. Г. Крэг, В. Э. Мейерхольд).
В то время как в США на рубеже 19–20 вв. сложилась нацеленная на коммерч. успех бродвейская система (см. Театры Бродвея), в европ. Т. полемика натурализма и символизма завершилась, дав перспективу развитию режиссёрского театра (Ж. Копо – во Франции, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров – в России, М. Рейнхардт – в Германии) и открыв дорогу авангардизму. Итал. футуризм в 1910–20 изобрёл Т. художника (Э. Прамполини, Ф. Деперо, Дж. Балла), соединение затейливых кинетич. конструкций и механизмов со световыми и звуковыми эффектами, вытеснив из него актёра-человека. В России футуристич. Т. представлен постановкой синтетич. оперы «Победа над Солнцем» М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных, В. Хлебникова и К. С. Малевича и трагедии-монодрамы «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского, П. Н. Филонова и И. С. Школьника (обе 1913). Идея Т. художника развита в постановках В. Е. Татлина, О. Кокошки, Ю. Шайны. Импульс, идущий от живописи и графики и в меньшей степени от лит. драмы, воспринял нем. экспрессионизм. Программным произведением для «драмы крика» послужила картина «Крик» Э. Мунка. Сцена превращалась в проекцию сознания героя, что определяло стиль актёрского исполнения с резкими переходами от монологов трагич. напряжения к гротесковой пантомиме, со стремительной сменой мимики и выразительным символич. жестом (Э. Дойч, Ф. Кортнер, К. Эберт, Г. Мюллер, Э. Бергнер). Режиссуру экспрессионистов отличали взвинченная динамика действия, быстрая смена эпизодов, муз. партитура как формообразующая спектакля, пластич. выразительность массовых сцен, графич. принцип организации сценич. площадки, концептуальность цветового и светового решений, искажение пропорций предметов на сцене, преобладание наклонных плоскостей и лестниц в сценографии (К. Х. Мартин, Г. Хартунг, Л. Йесснер, Р. Вайхер, Ю. Фелинг). В США с поиском жанра совр. трагедии связано творчество Ю. О’Нила. К 1920-м гг. относятся театральные опыты дадаизма и сюрреализма, зарождение театральных концепций А. Арто, политич. театра Э. Пискатора. В то же время в 1920–30-е гг. возникали режиссёрские Т., в центре которых неизменно оставалась фигура актёра («Картель четырёх»: Ш. Дюллен, Л. Жуве, Г. Бати и Ж. Питоев; творчество Ж. Л. Барро, Ж. Вилара, Дж. Стрелера), формировалась теория эпического театра Б. Брехта, противопоставившего себя и натуралистич., и психологич. театру.
В 1940-е гг. возник жанр экзистенциальной интеллектуальной драмы (Ж. Жироду, П. Клодель, Ж. Кокто, Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, А. Камю), в 1950-е гг. – Абсурда театр. В 1960-х гг. стремление осмыслить недавнее прошлое, отказ от приёмов традиц. Т., интерес к подлинности факта и возвращение утраченного культурой доверия к слову выразились в нем. документальной драме (П. Вайс, Х. Киппхардт, Р. Хоххут) и постановках Э. Пискатора в берлинском «Фрайе Фольксбюне» (упразднены занавес и рампа). В СССР эти принципы развивал Ю. П. Любимов и др. В США приобрели популярность перформанс и хеппенинг. Вершинными достижениями мирового Т. этого времени стали режиссёрские опыты Е. Гротовского и П. Брука. Развивая их идеи, Т. 1970-х гг. продолжал студийные эксперименты в камерном пространстве по освоению ритуальных пратеатральных форм (которым необязательно завершаться выпуском спектакля), обращался к мифу и традициям Востока (А. Мнушкина, Э. Барба, П. Штайн, К. Свинарский). Эпоха постмодернизма в Т. (А. Витез, П. Шеро, Р. Уилсон, Х. Мюллер, К. Бене, Э. Некрошюс) характеризуется деконструкцией, конфликтным диалогом режиссёра с авторским текстом, перенасыщенностью сценич. действия метафорами, множественностью смыслов и толкований, пародийностью худож. стилей, цитированием; спектакль конструируется как текст, состоящий из знаков и порой не поддающихся расшифровке иероглифов, в нём отсутствуют определённость жанра и стилистики, единство режиссёрского приёма. Наряду с традиц. Т. европ. театральная модель функционирует и в большинстве стран Востока (Вьетнам, Индия, Индонезия, Камбоджа, Китай, Корея, Япония и др.).
В России, ярко проявившись в кон. 20 – нач. 21 вв. в жанре драматургии (Д. А. Пригов, В. Г. Сорокин, М. А. Курочкин, бр. Дурненковы, бр. Пресняковы, В. В. Сигарев, О. А. Богаев, И. А. Вырыпаев, Ю. М. Клавдиев и др.), постмодернизм нашёл развитие в режиссуре В. В. Мирзоева, Б. Ю. Юхананова, И. Н. Ларина, А. В. Слюсарчука, «Инженерного театра АХЕ» и др. В 21 в. Т. переживает переходный период, когда никакие термины (постмодернизм, пост-постмодернизм, постдраматический театр и т. п.) не определяют методологич. перспективы творчества, постепенно уходя из актуального обихода и становясь достоянием историков Т. Для совр. отеч. Т. характерны, с одной стороны, коммерциализация и усиление рыночной ориентации, а с другой – обострение интереса к социальным проблемам и в связи с этим поиски новых путей диалога со зрителем. Наряду с традиц. репертуарным Т. развиваются т. н. проектный Т., документальный Т., жанр вербатим (от лат. verbatim – дословно), независимый, социальный Т., визуальный Т., очевидно размывание границ между Т. и перформансом и т. п. Среди режиссёров, определяющих лицо рос. Т. 2000–10-х гг.: К. Ю. Богомолов, Ю. Н. Бутусов, Д. Е. Волкострелов, Т. А. Кулябин, Е. Ж. Марчелли, А. А. Могучий, К. С. Серебренников, Р. В. Туминас.
(См. также очерки в статьях о государствах, раздел Драматический театр в томе «Россия».)
Архитектура театра
Первые театральные здания появились в Древней Греции предположительно в 6 в. до н. э. в форме открытого амфитеатра (во 2-м значении), сооружавшегося на склоне холма (театрон – места для зрителей). У подножия театрона располагались орхестра (круглая площадка для выступления хора и актёров) и скена (пристройка для переодевания актёров, установки живописных декораций-пинак и сценич. механизмов и др.). Тип греч. Т. получил развитие в Древнем Риме; тогда же впервые появился театральный занавес. Сложившаяся в античности структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.
Строительство Т. после перерыва в средние века возобновилось в эпоху Возрождения. К нач. 16 в. возникла т. н. перспективная сцена, состоявшая из игрового помоста (просцениума), фоновой части для установки щитов и задника с перспективным изображением улиц и площадей; зрители располагались в полукруглой орхестре и ступенчатом амфитеатре. К этому типу близок «Театро Олимпико» в Виченце (1580, арх. А. Палладио, окончен в 1584 арх. В. Скамоцци). В «Театро Фарнезе» в Парме (1617–18, арх. Дж. Б. Алеотти) впервые сооружена глубинная сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С ростом популярности оперы связано появление в 1-й пол. 17 в. типа Т. с ярусными галереями и партером, обладавшим лучшими акустикой и видимостью сцены («Сан-Кассиано» в Венеции, 1637, арх. А. Сегицци, и мн. др.); совершенствовалась и усложнялась театральная машинерия. В Англии в кон. 16 в. строились Т. в виде площадки, обнесённой стеной с ложами и галереями; зрители также стояли вокруг сцены с сильно выступавшим просцениумом («Глобус» в Лондоне и др.). Начиная с эпохи Возрождения, помимо публичных Т., строятся театральные залы и корпуса во дворцах (в Версале; в Зимнем дворце в С.-Петербурге и др.), на виллах, с 18 в. – в усадьбах (напр., дворец-Т. в Останкино, Т. в Архангельском). Тип Т., распространившийся в Европе, Сев. и Юж. Америке в 18–19 вв. («подковообразный» в плане многоярусный зал, часто с ложами, с рядами партера), представлен многочисл. парадными зданиями, нередко входящими в градостроит. ансамбли [Немецкая государственная опера в Берлине, «Ла Скала» в Милане, Гран-театр в Бордо (1773–1780, арх. В. Луи), «Ла Фениче» в Венеции, Александринский театр в С.-Петербурге, Дрезденская опера, Большой театр в Москве, «Колон» в Буэнос-Айресе, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Лисео» в Барселоне, «Оперa Гарнье» (Парижская опера), Венская государственная опера и др.]. Новый тип Т., получивший позднее широкое распространение, воплотил Фестивальный театр в Байрёйте (построен в 1872–76 по замыслу Р. Вагнера; см. Байрёйтский фестиваль): в нём вместо традиц. ярусной системы как более демократич. устройство использованы веерообразно расходящиеся ряды кресел, а оркестровая яма расположена на значит. глубине и практически скрыта от зрителя.
В 1-й пол. 20 в. появляются здания Т. без глубинной сцены-коробки, где зрительный зал и сценич. площадка образуют единое пространство (Большой театр в Берлине, 1919, арх. Х. Пёльциг; Т. в Мальмё, 1944, арх. С. Леверентс и др.). В России в 1920-х – сер. 1930-х гг. строились Т. в духе авангардной архитектуры (Драматич. театр в Ростове-на-Дону, 1930–35, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх); разрабатывался тип здания Т. для т. н. синтетич. представлений, включающих разл. жанры. Появились Т. с амфитеатральным и т. н. аудиторным залами, где амфитеатр (Музыкальный Т. в Эссене, 1988, арх. А. Аалто) или партер (здание «Оперa Бастий» Парижской оперы, 1989, арх. К. Отт) дополнены одним или несколькими большими балконами, а также Т. с открытой сценич. площадкой-«ареной» (ТЮЗ в С.-Петербурге, 1959–61, арх. А. В. Жук и др., инж. И. Е. Мальцин). С сер. 20 в. строятся центры исполнительских искусств, объединяющие неск. театральных зданий (Линкольн-центр в Нью-Йорке) или неск. залов разл. размеров и функций в одном здании (Кеннеди-центр в Вашингтоне, с 8 залами). Для совр. муз. театров часто характерна традиц. «подковообразная» планировка с партером и ярусами (2-я сцена Мариинского театра в С.-Петербурге, 2013, архит. бюро «Diamond Schmitt»). При этом иногда оригинальный внешний облик Т. преследует цель превращения его в достопримечательность: «Сидней-Опера-Хаус» (1973, арх. Й. Утзон), Нац. опера в Осло (2007, архит. бюро «Снохетта») и др. Для драматич. постановок (чаще камерного масштаба) нередко используются эксперим. трансформируемые залы типа «блэк-бокс» и т. д. (Новая сцена Александринского театра в С.-Петербурге, 2013, архит. бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры», и др.). С кон. 19 в. строятся также публичные Т. под открытым небом («Вальдбюне» в Берлине, 1934–36, арх. В. Марх; «Зелёный театр» в Нескучном саду в Москве, совр. здание, 1957, арх. Ю. Н. Шевердяев, и др.). Для театральных постановок (фестивалей и т. д.) используются также здания иного функционального назначения (др.-рим. амфитеатры и термы, стадионы, гор. площади и др.), возводятся врем. сооружения, часто новаторские по конструкции (напр., см. в ст. Отто Ф.).