Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕА́ТРЫ БРОДВЕ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 744

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Клейман

ТЕА́ТРЫ БРОДВЕ́Я (Broadway theatres), рас­по­ло­же­ны в те­ат­раль­ном квар­та­ле в Нью-Йор­ке, в рай­оне ул. Брод­вей на о. Ман­хэт­тен. Воз­ник­ли в сер. 19 в., к ру­бе­жу 19–20 вв. ас­со­ции­ро­ва­лись ис­клю­чи­тель­но с ком­мерч. ус­пе­хом. Слу­жат про­кат­ны­ми пло­щад­ка­ми для ан­тре­приз­ных спек­так­лей – пре­им. мю­зик­лов, но так­же дра­ма­тич. по­ста­но­вок с не­пре­мен­ным уча­сти­ем ак­тё­ров-звёзд. В 1910-е гг. вы­де­ли­лись «ма­лые те­ат­ры», про­ти­во­пос­тав­ляю­щие свои ху­дож. по­ис­ки брод­вей­ским прин­ци­пам. В 1918 «ма­лый те­атр» «Ва­шинг­тон сквер плей­ерс» ре­ор­га­ни­зо­ван в брод­вей­ский те­атр «Гилд», став­ший в 1920-х – нач. 1930-х гг. бес­пре­це­дент­ным сре­ди Т. Б. при­ме­ром со­вме­ще­ния сце­нич. экс­пе­римен­тов и кас­со­во­го ус­пе­ха. К нач. 1950-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась ху­дож. оп­по­зи­ция ком­мерч. иск-ву «про­дю­сер­ских» Т. Б. «Офф-Брод­вей», ко­то­рая объ­е­ди­ня­ет не­за­ви­си­мые кол­лек­ти­вы, ра­бо­таю­щие в на­хо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми те­ат­раль­но­го квар­та­ла зда­ни­ях на 100–499 зри­те­лей: «Ли­винг-ти­этр» (1947), «Нег­ро эн­сембл ком­па­ни» (1967) и др. Бла­го­да­ря офф-брод­вей­ским те­ат­рам сце­нич. во­пло­ще­ние в США об­ре­ли пье­сы С. Бек­ке­та, Э. Ол­би, Д. Ма­ме­та и др. В кон. 1950-х гг. ра­ди­каль­ные те­ат­раль­ные яв­ле­ния на­ча­ли ас­со­ции­ро­вать­ся с тер­ми­ном «Офф-Офф-Брод­вей» [ко­ли­че­ст­во зри­те­лей не пре­вы­ша­ет 100 чел., а дей­ст­вие за­час­тую не ук­ла­ды­ва­ет­ся в при­выч­ные рам­ки те­ат­раль­но­го спек­так­ля – «Ка­фе Чи­но» (1958), «Ла­Ма­Ма» (1961), «Вус­тер груп» (1975) и др.]. С кон. 1980-х гг. раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду прин­ци­па­ми Т. Б., «Офф-Брод­вея» и «Офф-Офф-Брод­вея» по­сте­пен­но сти­ра­ет­ся, по­сколь­ку брод­вей­ские про­дю­се­ры бе­рут на воо­ру­же­ние но­ва­ции не­ко­гда мар­ги­наль­ных кол­лек­ти­вов. Мно­гие из 40 ны­не дей­ст­вую­щих Т. Б. но­сят име­на про­слав­лен­ных те­ат­раль­ных дея­те­лей: «Бе­ла­ско», «Этел Бар­ри­мор», «Гер­швин», «Юд­жин О’Нил» и т. п.

Лит.: Atkinson B. Broadway. N. Y., 1990; Mordden E. All that glittered: The golden age of drama on Broadway, 1919–1959. N. Y., 2007; Са­ми­тов Д. Г. В зер­ка­ле Брод­вея: Ис­то­рия, со­цио­ло­гия, ме­недж­мент не­ком­мер­че­ских те­ат­ров США. М., 2008; The Cambridge guide to American theatre. 2nd ed. Camb., 2009.

Вернуться к началу