«ЛИ́ВИНГ-ТИ́ЭТР»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛИ́ВИНГ-ТИ́ЭТР», «Ливинг тиэтр» (англ. «The Living Theatre» – «Живой театр»), первый амер. авангардный театр. Основан в 1947 в Нью-Йорке актёром и режиссёром Дж. Беком и ученицей Э. Пискатора Дж. Малиной, протестовавшими против театрального натурализма, «амер. версии Станиславского». Эстетич. программа «Л.-т.» определялась левыми политич. взглядами его создателей, ставивших своей целью научить человека быть свободным, уничтожить границы между иск-вом и реальностью, сценой и залом. Существенное влияние на «Л.-т.» оказал «театр жестокости» А. Арто. Осн. внимание уделялось импровизации. На протяжении 1950-х – нач. 1960-х гг. создатели «Л.-т.» искали свой театральный язык, включая в репертуар пьесы амер. (П. Гудман, Г. Стайн, У. К. Уильямс) и европ. (Б. Брехт, Ж. Кокто, Л. Пиранделло) авторов. Самые известные спектакли – «Связной» Дж. Гелбера (1959, о наркоманах) и «Бриг» К. Брауна (1963, о взаимоотношениях тюремной охраны и заключённых). В 1964 после скандала из-за неуплаты налогов труппа «Л.-т.» отправилась в Европу, где существовала как коммуна бродячих лицедеев. По их убеждению, публика не должна быть пассивным наблюдателем спектакля: провокативно нарушая социальные табу, вступая в споры, актёры вовлекали зрителей в сценич. действие. Б. ч. спектаклей не имела лит. основы («Мистерии и небольшие фрагменты», 1964; «Франкенштейн», 1965; «Рай немедленно», 1968). В 1950–1960-е гг. «Л.-т.» оказал огромное влияние на развитие амер. авангардного театра, дав импульс возникновению таких эксперим. коллективов, как «Опэн тиэтр» (создан Дж. Чайкиным, членом труппы «Л.-т.»), «Брэд энд Паппет тиэтр» и др. Вернувшись в США в 1968, «Л.-т.» оказался в идейной и худож. изоляции. Бек и Малина объявили, что оставляют труппу, и в нач. 1970-х гг. с небольшой группой единомышленников отправились в Бразилию, где работали на улицах и др. внетеатральных пространствах (в стиле агитпропа). После смерти Бека (1985) «Л.-т.» продолжает работу в Нью-Йорке.