Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛИ́ВИНГ-ТИ́ЭТР»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Дробинцева

«ЛИ́ВИНГ-ТИ́ЭТР», «Ли­винг ти­этр» (англ. «The Living Theatre» – «Жи­вой те­атр»), пер­вый амер. аван­гард­ный те­атр. Ос­но­ван в 1947 в Нью-Йор­ке ак­тё­ром и ре­жис­сё­ром Дж. Бе­ком и уче­ни­цей Э. Пис­като­ра Дж. Ма­ли­ной, про­тес­то­вав­ши­ми про­тив те­ат­раль­но­го на­ту­ра­лиз­ма, «амер. вер­сии Ста­ни­слав­ско­го». Эс­те­тич. про­грам­ма «Л.-т.» оп­ре­де­ля­лась ле­вы­ми по­ли­тич. взгля­да­ми его соз­да­те­лей, ста­вив­ших сво­ей целью нау­чить че­ло­ве­ка быть сво­бод­ным, унич­то­жить гра­ни­цы ме­ж­ду иск-вом и ре­аль­но­стью, сце­ной и за­лом. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на «Л.-т.» ока­зал «те­атр жес­то­ко­сти» А. Ар­то. Осн. вни­ма­ние уде­ля­лось им­про­ви­за­ции. На про­тя­же­нии 1950-х – нач. 1960-х гг. соз­да­те­ли «Л.-т.» ис­ка­ли свой те­ат­раль­ный язык, вклю­чая в ре­пер­ту­ар пье­сы амер. (П. Гуд­ман, Г. Стайн, У. К. Уиль­ямс) и ев­роп. (Б. Брехт, Ж. Кок­то, Л. Пи­ран­дел­ло) ав­то­ров. Са­мые из­вест­ные спек­так­ли – «Связ­ной» Дж. Гел­бе­ра (1959, о нар­ко­ма­нах) и «Бриг» К. Брау­на (1963, о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях тю­рем­ной ох­ра­ны и за­клю­чён­ных). В 1964 по­сле скан­да­ла из-за не­уп­ла­ты на­ло­гов труп­па «Л.-т.» от­пра­ви­лась в Ев­ро­пу, где су­ще­ст­во­ва­ла как ком­му­на бро­дя­чих ли­це­де­ев. По их убе­ж­де­нию, пуб­ли­ка не долж­на быть пас­сив­ным на­блю­да­те­лем спек­так­ля: про­во­ка­тив­но на­ру­шая со­ци­аль­ные та­бу, всту­пая в спо­ры, ак­тё­ры во­вле­ка­ли зри­те­лей в сце­нич. дей­ст­вие. Б. ч. спек­так­лей не име­ла лит. ос­но­вы («Мис­те­рии и не­боль­шие фраг­мен­ты», 1964; «Фран­кен­штейн», 1965; «Рай не­мед­лен­но», 1968). В 1950–1960-е гг. «Л.-т.» ока­зал ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие амер. аван­гард­но­го те­ат­ра, дав им­пульс воз­ник­но­ве­нию та­ких экс­пе­рим. кол­лек­ти­вов, как «Опэн ти­этр» (соз­дан Дж. Чай­ки­ным, чле­ном труп­пы «Л.-т.»), «Брэд энд Пап­пет ти­этр» и др. Вер­нув­шись в США в 1968, «Л.-т.» ока­зал­ся в идей­ной и ху­дож. изо­ля­ции. Бек и Ма­ли­на объ­я­ви­ли, что ос­тав­ля­ют труп­пу, и в нач. 1970-х гг. с не­боль­шой груп­пой еди­но­мыш­лен­ни­ков от­пра­ви­лись в Бра­зи­лию, где ра­бо­та­ли на ули­цах и др. вне­те­ат­раль­ных про­стран­ст­вах (в сти­ле агит­про­па). По­сле смер­ти Бе­ка (1985) «Л.-т.» про­дол­жа­ет ра­бо­ту в Нью-Йор­ке.

Лит.: Beck J. The life of the theatre: the relation of the artist to the struggle of the people. S. F., 1972; Biner P. The Living Theatre. N. Y., 1972; Tytell J. The Living Theatre: art, exile and outrage. N. Y., 1995; Wilson F., Goldfarb A. The Living Theatre: a history of the theatre. 5th ed. Boston, 2008.

Вернуться к началу