Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОМЕРА́НЦЕВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 97-98

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

ПОМЕРА́НЦЕВЫ, се­мья рос. ак­тё­ров. Ва­си­лий Пет­ро­вич [ок. 1743 – 26.1(7.2). 1809, Мо­ск­ва]. Из се­мьи свя­щен­ни­ка. С 1766 в труп­пе Моск. пуб­лич­но­го те­ат­ра под рук. Н. С. Ти­то­ва (см. Ме­док­са те­атр). Сра­зу же за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние. Не по­лу­чив спец. те­ат­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния, в пер­вые го­ды поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми бо­лее опыт­ных те­ат­раль­ных лю­дей, в ча­ст­но­сти И. А. Дмит­рев­ско­го, на­ез­жав­ше­го в Мо­ск­ву и иг­рав­ше­го в од­них с ним спек­таклях, и, ве­ро­ят­но, А. П. Су­ма­ро­ко­ва. Но в осн. опи­рал­ся на вро­ж­дён­ный та­лант и внутр. чу­тьё. При вы­иг­рыш­ной сце­нич. внеш­но­сти (вы­со­кий рост, вы­ра­зи­тель­ное ли­цо) по­ра­жал со­вре­мен­ни­ков тон­кой про­ду­ман­но­стью ко­мич. ро­лей и ред­кой ор­га­нич­но­стью в дра­ме. В клас­си­ци­стс­ком ре­пер­туа­ре был под­чёрк­ну­то на­тя­нут и не­ес­те­ст­вен, за­то в сен­ти­мен­таль­ных «ме­щан­ских дра­мах» и «слёз­ных ко­ме­ди­ях» – за­ра­зи­тель­но эмо­цио­на­лен, жи­во­пис­но вдох­но­ве­нен и «воз­вы­шен­но-хо­рош». Сре­ди луч­ших ро­лей ран­не­го пе­рио­да: ба­рон Гарт­лей («Ев­ге­ния» П. Бо­мар­ше), Гас­тон («Го­ни­мые» М. М. Хе­ра­ско­ва). Пе­ре­иг­рав мно­же­ст­во ро­лей в ам­п­луа «бла­го­род­но­го от­ца», для ка­ж­дой ак­тёр на­хо­дил осо­бое вы­ра­же­ние, ин­ди­ви­ду­аль­ные ми­ми­ку и го­лос. Осо­бен­но от­ме­ча­ли со­вре­мен­ни­ки ис­пол­не­ние им ро­лей Одо­ар­до («Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га) и Бед­ня­ко­ва («Отец се­мей­ст­ва» Н. Н. Сан­ду­но­ва). Гром­кая сла­ва при­шла к не­му в 1780-е гг. В 1785, от­ка­зав­шись от при­гла­ше­ния на пе­терб. при­двор­ную сце­ну, он ос­тал­ся в Мо­ск­ве, где иг­рал на про­тя­же­нии 40 лет: Бар­то­ло («Се­виль­ский ци­рюль­ник, или Бес­по­лез­ная пре­дос­то­рож­ность» Бо­мар­ше), Ук­сус­ник, Мак­сандр («Ук­сус­ник», «Зоа» Л. С. Мер­сье), Пол­ков­ник («Граф Ольс­бах» И. Х. Бран­де­са), Граф фон Вин­тер­зее, Ба­рон фон Ней­гоф, Ген­рих Плум («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние», «Сын люб­ви», «Бед­ность и бла­го­род­ст­во ду­ши» А. Ко­це­бу), Не­ле­пов («Раз­дра­жён­ный муж, или При­ез­жие из Ук­рай­ны» А. Ф. Ма­ли­нов­ско­го), Лю­бо­день­гин («Пять ты­сяч руб­лей» А. Пан­цен­би­те­ра), Ми­нин и Ио­анн («Ос­во­бо­ж­дён­ная Мо­ск­ва» Хе­ра­ско­ва), Фе­дот, Аб­рам («Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­но­сти», «Ве­ли­ко­ду­шие, или Рек­рут­ский на­бор» Н. И. Иль­и­на). В 1806 уво­лил­ся в от­став­ку, по­лу­чив от Ди­рек­ции за осо­бые за­слу­ги на те­ат­раль­ном по­при­ще пен­си­он в раз­ме­ре пол­но­го жа­ло­ва­нья. С 1780 пре­по­да­вал ак­тёр­ское иск-во в Моск. вос­пи­та­тель­ном до­ме.

Его же­на: Ан­на Афа­нась­ев­на [27.1(7.2).1754–21.9(3.10).1806, Мо­ск­ва]. Со 2-й пол. 1760-х гг. в труп­пе Моск. пуб­лич­но­го те­ат­ра. На­чи­на­ла с ро­лей мо­ло­дых бой­ких де­ву­шек (Су­сан­на – «Фи­га­ро­ва же­нить­ба» П. Бо­мар­ше). По сло­вам Ф. А. Ко­ни, «По­ме­ран­це­ва на те­ат­ре бы­ла со­вер­шен­ный обо­ро­тень. Из слез­ли­вой дра­мы она пе­ре­хо­ди­ла в жи­вую и ве­сё­лую ко­ме­дию. Она яв­ля­лась то сен­ти­мен­таль­ной де­вуш­кой, то на­ив­ной кре­сть­я­ноч­кой, то хит­рой обо­рот­ли­вой слу­жан­кой – и все­гда пуб­ли­ка встре­ча­ла и про­во­жа­ла её ру­ко­пле­ска­ния­ми». Сце­нич. соз­да­ния Ан­ны Афа­нась­ев­ны от­ли­ча­ли «ум, лов­кость, жи­вость и не­обык­но­вен­ная ве­сё­лость; глаз­ки её го­ре­ли и свер­ка­ли, как два рас­ка­лён­ных уг­ля», кро­ме это­го, «она оде­ва­лась со вку­сом» и «пуб­ли­ка то­гдаш­няя лю­би­ла её до обо­жа­ния». Со вре­ме­нем она пе­ре­шла на ро­ли по­жи­лых ге­ро­инь раз­ных со­сло­вий, луч­шей из ко­то­рых стал ис­пол­нен­ный под­лин­но­го дра­ма­тиз­ма об­раз ма­те­ри рек­ру­та Аг­ра­фе­ны («Ве­ли­ко­ду­шие, или Рек­рут­ский на­бор» Н. И. Иль­и­на). Сре­ди др. ро­лей: Г-жа Мю­рер («Ев­ге­ния» Бо­мар­ше), Клав­дия («Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га), Гра­фи­ня фон Вин­тер­зее («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу), Ста­ру­ха Ма­ри­ан­на («Отец се­мей­ст­ва» Н. Н. Сан­ду­но­ва), Ма­дам Пиль­яж («Раз­дра­жён­ный муж, или При­ез­жие с Ук­рай­ны» А. Ф. Ма­ли­нов­ско­го), ста­рос­ти­ха Ива­нов­на («Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­но­сти» Иль­и­на).

Лит.: N. N. Био­гра­фи­че­ское из­вес­тие о По­ме­ран­це­вой // Вест­ник Ев­ро­пы. 1806. Ч. 29. № 20; Иль­ин Н. Те­ат­раль­ное по­при­ще г-на По­ме­ран­це­ва // Ам­фи­он. 1815. Ч. 2; Ар­хив Ди­рек­ции им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. СПб., 1892. Вып. 1. Отд. 2; Жи­ха­рев С. П. За­пис­ки со­вре­мен­ни­ка. Л., 1989. Т. 1–2; Ста­ри­кова Л. М. Ис­то­рия мо­с­ков­ской пуб­лич­ной ан­тре­при­зы 2-й по­ло­ви­ны XVIII в. в до­ку­мен­таль­ных под­роб­но­стях // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 1996. М., 1998; она же. Из ар­хив­ной рос­сы­пи (со­став Мо­с­ков­ской труп­пы 1770 – на­ча­ла 1790-х гг.) // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 2003. М., 2004.

Вернуться к началу