ПОМЕРА́НЦЕВЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМЕРА́НЦЕВЫ, семья рос. актёров. Василий Петрович [ок. 1743 – 26.1(7.2). 1809, Москва]. Из семьи священника. С 1766 в труппе Моск. публичного театра под рук. Н. С. Титова (см. Медокса театр). Сразу же занял ведущее положение. Не получив спец. театрального образования, в первые годы пользовался советами более опытных театральных людей, в частности И. А. Дмитревского, наезжавшего в Москву и игравшего в одних с ним спектаклях, и, вероятно, А. П. Сумарокова. Но в осн. опирался на врождённый талант и внутр. чутьё. При выигрышной сценич. внешности (высокий рост, выразительное лицо) поражал современников тонкой продуманностью комич. ролей и редкой органичностью в драме. В классицистском репертуаре был подчёркнуто натянут и неестествен, зато в сентиментальных «мещанских драмах» и «слёзных комедиях» – заразительно эмоционален, живописно вдохновенен и «возвышенно-хорош». Среди лучших ролей раннего периода: барон Гартлей («Евгения» П. Бомарше), Гастон («Гонимые» М. М. Хераскова). Переиграв множество ролей в амплуа «благородного отца», для каждой актёр находил особое выражение, индивидуальные мимику и голос. Особенно отмечали современники исполнение им ролей Одоардо («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга) и Беднякова («Отец семейства» Н. Н. Сандунова). Громкая слава пришла к нему в 1780-е гг. В 1785, отказавшись от приглашения на петерб. придворную сцену, он остался в Москве, где играл на протяжении 40 лет: Бартоло («Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» Бомарше), Уксусник, Максандр («Уксусник», «Зоа» Л. С. Мерсье), Полковник («Граф Ольсбах» И. Х. Брандеса), Граф фон Винтерзее, Барон фон Нейгоф, Генрих Плум («Ненависть к людям и раскаяние», «Сын любви», «Бедность и благородство души» А. Коцебу), Нелепов («Раздражённый муж, или Приезжие из Украйны» А. Ф. Малиновского), Любоденьгин («Пять тысяч рублей» А. Панценбитера), Минин и Иоанн («Освобождённая Москва» Хераскова), Федот, Абрам («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина). В 1806 уволился в отставку, получив от Дирекции за особые заслуги на театральном поприще пенсион в размере полного жалованья. С 1780 преподавал актёрское иск-во в Моск. воспитательном доме.
Его жена: Анна Афанасьевна [27.1(7.2).1754–21.9(3.10).1806, Москва]. Со 2-й пол. 1760-х гг. в труппе Моск. публичного театра. Начинала с ролей молодых бойких девушек (Сусанна – «Фигарова женитьба» П. Бомарше). По словам Ф. А. Кони, «Померанцева на театре была совершенный оборотень. Из слезливой драмы она переходила в живую и весёлую комедию. Она являлась то сентиментальной девушкой, то наивной крестьяночкой, то хитрой оборотливой служанкой – и всегда публика встречала и провожала её рукоплесканиями». Сценич. создания Анны Афанасьевны отличали «ум, ловкость, живость и необыкновенная весёлость; глазки её горели и сверкали, как два раскалённых угля», кроме этого, «она одевалась со вкусом» и «публика тогдашняя любила её до обожания». Со временем она перешла на роли пожилых героинь разных сословий, лучшей из которых стал исполненный подлинного драматизма образ матери рекрута Аграфены («Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина). Среди др. ролей: Г-жа Мюрер («Евгения» Бомарше), Клавдия («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга), Графиня фон Винтерзее («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Старуха Марианна («Отец семейства» Н. Н. Сандунова), Мадам Пильяж («Раздражённый муж, или Приезжие с Украйны» А. Ф. Малиновского), старостиха Ивановна («Лиза, или Торжество благодарности» Ильина).