МЕДО́КСА ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДО́КСА ТЕА́ТР (Петровский театр), публичный театр в Москве. В историч. лит-ре принято называть М. т. по имени одного из содержавших его частных антрепренёров. В первые годы находился под опекой двора. Весной 1760 в Москве основан «Российский театр», дававший представления на сцене театра Дж. Б. Локателли и существовавший до кон. 1761. Вновь театр открылся в янв. 1766. Первым директором стал полковник в отставке Н. С. Титов. Для спектаклей имп. Екатерина II предоставила моск. придворный Оперный дом на Яузе (Головинский), а для репетиций и проживания актёров – несколько покоев Лефортовского дворца. Основу труппы составили быв. участники университетских любительских спектаклей и некоторые актёры «Российского театра»: И. И. Калиграф, И. Е. Миняков, А. Г. Ожогин, Е. И. Залышкин, позднее – Е. Ф. Иванова, А. А. и В. П. Померанцевы, И. Я. Соколов, Г. В. Базилевич, А. С. Синявский с сестрой М. С. Синявской. Из-за финансовых трудностей в 1769 Титова освободили от директорства, театр перешёл к антрепренёрам И. Бельмонти и И. Чуди (Чинти, Чужи), которые пристроили дерев. театральный зал к нанятому ими дому гр. Р. И. Воронцова на Знаменке. С этого времени театр стал частным. После смерти Бельмонти во время эпидемии чумы 1771 и исчезновения Чуди антреприза неоднократно меняла хозяев. Среди них с янв. 1773 был кн. П. В. Урусов, который получил привилегию на содержание Моск. театра с 16(27).7.1776, а с 31.8(11.9).1776 принял к себе «в товарищество» англ. «эквилибриста» и механика М. Медокса [Michael Maddox (1747–1822); в России – Меколь Михаил Егорович]. В кон. 1777 Урусов и Медокс купили дом кн. Лобанова-Ростовского на ул. Петровка для постройки нового каменного театра. В это время моск. труппу пополнили новые исполнители (Я. Е. Шушерин, сёстры А. С. и У. С. Синявские и др.).
В февр. 1780 театр на Знаменке сгорел и Урусов отказался от своей доли в антрепризе, единоличным содержателем которой с 31.3(11.4).1780 остался Медокс. В дек. 1780 он открыл собств. театр, получивший назв. Петровского (по назв. ул. Петровка). Здание, выстроенное по проекту арх. И. Х. Розберга, имело в зрительном зале 3 яруса лож и галерею, партер с 20 рядами лавок и обширным «паркетом» между лавками и сценой, где помещались кресла и табуреты для особых посетителей, а также стояла остальная публика. Кроме многочисл. фойе и служебных помещений в театре была «маскерадная зала в два света», «карточная в один свет» и «дамский уборный кабинет». В 1788 к театру пристроена маскарадная зала – «Ротунда». В Петровском театре, помимо спектаклей (драмы, оперы, балеты), проходили концерты, маскарады, публичные лекции и балы (для чего в партере устроили подъёмный пол).
Убытки от пожара и строительство театра подорвали материальное положение Медокса, взявшего в Опекунском совете Воспитат. дома 4 займа под залог театра. Однако ни уменьшить долг, ни погасить проценты ему не удалось, и Опекунский совет Воспитат. дома в дек. 1789 принял на себя управление всей его театральной собственностью, назначив Медоксу как управляющему жалованье. В 1797 по жалобам кредиторов М. т. «с долгами» был взят в полное ведение Опекунского совета, им управляла дирекция во главе с Г. С. Карновичем. Медокс назначен вице-директором. В июле 1799 актёры Петровского театра П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С. Н. Сандунов, А. Г. Ожогин, Н. Д. Сахаров, А. Е. Пономарёв, М. С. Сахарова (Синявская), Е. С. Сандунова, Н. Ф. Калиграф и др. решили взять его «на откуп», представив Опекунскому совету свой план усовершенствования «российских зрелищ». Но им отказали и при содействии имп. Павла I театр опять отдали Медоксу, являвшемуся его содержателем с апр. 1800 по дек. 1801. В янв. 1802 М. т. отдан «на откуп» кн. М. П. Волконскому, а Медоксу назначили пенсион. Через 2 года кн. Волконский сложил с себя обязанности содержателя, оставшись с 1(13).1.1804 только директором. 22.10(3.11).1805 Петровский театр сгорел. Актёры вошли в состав имп. театра, основанного в Москве в 1806.