Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛИГРА́Ф

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 502

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

КАЛИГРА́Ф, се­мья рос. ак­тё­ров. Иван Ива­но­вич [1746, по др. све­де­ни­ям, 1744 – 21.2(3.3).1780, Мо­ск­ва]. Пред­по­ло­жи­тель­но ро­дил­ся в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля. В 1755 по­сту­пил в раз­ночин­ную гим­на­зию Моск. ун-та, где, ве­ро­ят­но, уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских спек­так­лях. В 1765 про­из­ве­дён в сту­ден­ты. В нач. 1766 во­шёл сре­ди пер­вых в труп­пу Моск. пуб­лич­но­го те­ат­ра, за­няв по­ло­же­ние ве­ду­ще­го тра­гич. ак­тё­ра. К. был «чу­дес­но ода­рён при­ро­дою для ро­лей ца­рей, ти­ра­нов и всех, кои на­зы­ва­ют­ся пер­выми ро­ля­ми» (Н. И. Иль­ин). Осо­бен­но от­ме­ча­ли со­вре­мен­ни­ки ис­пол­не­ние им ро­ли гл. ге­роя в тра­ге­дии А. П. Су­ма­ро­ко­ва «Ди­мит­рий Са­мо­зва­нец». Ис­пол­нил роль До­на Аль­фон­са в «слёз­ной дра­ме» М. М. Хе­ра­ско­ва «Го­ни­мые». С окт. 1775 К. «обу­чал де­тей ко­ме­дии» в Моск. вос­пи­та­тель­ном до­ме. В 1779 обу­чен­ные им ак­тё­ры и ак­три­сы бы­ли взя­ты ан­тре­пре­нё­ром К. Книп­пе­ром в труп­пу Воль­но­го рос. те­ат­ра, да­вав­ше­го пред­став­ле­ния в С.-Пе­тер­бур­ге на Ца­ри­цы­ном лу­гу с янв. 1780.

Его же­на – На­де­ж­да Фё­до­ров­на (ок. 1752 – 1813, Мо­ск­ва). Её имя впер­вые упо­ми­на­ет­ся в со­ста­ве труп­пы Моск. пуб­лич­но­го те­ат­ра в сент. 1769. В 1780 К. ов­до­ве­ла и вско­ре ста­ла гражд. же­ной Я. Е. Шу­ше­ри­на, с ко­то­рым в 1785 бы­ла при­гла­ше­на на С.-Пе­терб. при­двор­ную сце­ну, где иг­ра­ла с но­яб. 1785 по авг. 1791. За­тем оба вер­ну­лись в Мо­ск­ву, но с янв. 1801 слу­жи­ли в С.-Пе­тер­бур­ге. К. уво­ле­на на пен­си­он в 1806. По­сле вы­хо­да на пен­си­он Шу­ше­ри­на в 1810 вер­ну­лась с ним в Мо­ск­ву. Об­ла­да­ла вы­год­ны­ми внеш­ни­ми дан­ны­ми и «силь­ны­ми сред­ст­ва­ми» для во­пло­ще­ния слож­ных дра­ма­тич. ха­рак­те­ров («бы­ла бы от­лич­ною Ме­де­ею, Кли­тем­не­ст­рою и Гер­мио­ною»), «но спо­соб­но­стей сво­их она не мог­ла раз­вить впол­не по не­дос­тат­ку ро­лей, им со­от­вет­ст­вен­ных» в ре­пер­туа­ре (С. П. Жи­ха­рев). К. «бы­ла из­вест­ною ак­три­сою на ро­ли зло­де­ек» (С. Т. Ак­саков), луч­шая из них – ле­ди Мар­вуд («Мисс Са­ра Самп­сон» Г. Э. Лес­син­га, 1789), в ко­то­рой она «в тех­ни­ке ос­тав­ля­ла всех сво­их со­слу­жив­цев да­ле­ко по­за­ди се­бя» (И. Рих­тер). Сре­ди др. ро­лей: Аме­лия, мо­ло­дая вдо­ва («Луи­за» в пер. с франц. яз. А. Пле­щее­ва), гос­по­жа Раз­ла­до­ва («Рев­ни­вые, или Ни­кто не прав» Л. Шрё­де­ра, воль­ный пер. с нем. А. Ф. Ма­ли­нов­ско­го), гра­фи­ня Ра­зу­мо­ва («Отец се­мей­ст­ва» Н. Н. Сан­ду­но­ва).

Лит.: Иль­ин Н. И. Те­ат­раль­ное по­при­ще г-на По­ме­ран­це­ва // Ам­фи­он. 1815. № 2; Все­во­лод­ский-Герн­г­росс В. Н. Ис­то­рия те­ат­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. СПб., 1913. Т. 1; Рих­тер И. Мо­с­ков­ские те­ат­ры в XVIII сто­ле­тии // Еже­год­ник им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. 1915. Вып. 1; Ак­са­ков С. Т. Собр. соч. М., 1986. Т. 2; Жи­ха­рев С. П. За­пис­ки со­вре­мен­ни­ка. Л., 1989. Т. 2; Ста­ри­ко­ва Л. М. Из ар­хив­ной рос­сы­пи (со­став Мо­с­ков­ской труп­пы 1770 – на­ча­ло 1790-х гг.) // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 2003. М., 2004.

Вернуться к началу