«КО́ВЕНТ-ГА́РДЕН»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«KО́ВЕНТ-ГА́РДЕН» («Covent Garden») [по назв. района в Лондоне; от convent garden – монастырский сад; офиц. назв. Королевский оперный дом (Royal Opera House)], крупнейший оперный театр Великобритании; одна из самых престижных мировых оперных сцен. Театр основан англ. театральным деятелем и актёром Дж. Ричем, открыт в 1732 пьесой «Светские обычаи» У. Конгрива. В 18 – 1-й пол. 19 вв. здесь существовало несколько самостоят. трупп; наряду с драматич., оперными, балетными спектаклями устраивались цирковые представления, ставились балладные оперы. Первая опера на сцене «К.-Г.» – «Верный пастух» Г. Ф. Генделя (1734); до 1737 поставлено несколько опер Генделя, предназначенных им для этого театра («Ариодант», «Альцина», «Береника» и др.). После смерти Рича в 1761 театр возглавил певец Дж. Бирд, в репертуаре стали преобладать муз. спектакли: ставились оперы В. А. Моцарта, К. M. фон Вебера и других нем., франц. и итал. композиторов, в т. ч. написанные специально для «К.-Г.» (напр., «Оберон» Вебера, 1826). В 1847 драматич. спектакли были исключены из репертуара. В 19 в. в операх участвовали крупнейшие европ. певцы: М. Малибран, Джулия Гризи, М. Альбони, А. Тамбурини, Дж. Марио, П. Виардо-Гарсия, А. Патти, К. Нильсон, П. Лукка, H. Мелба, Л. Нордика, Э. Тамберлик и др. В 1858–64, наряду со спектаклями традиц. репертуара (итал., нем., франц. оперы 18–19 вв., преим. на итал. яз.), особая англ. труппа ставила оперы М. Балфа, Т. А. Арна, У. Бойса и др. англ. композиторов. В кон. 19 в. установилась традиция исполнения опер на языке оригинала, сохранившаяся поныне, стали выступать разл. иностр. труппы, расширился репертуар. Событиями большой худож. значимости явились постановки тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» (в 1892 под упр. Г. Малера, затем в 1898, 1903), опер «Электра» Р. Штрауса (1910), «Деревенские Ромео и Джульетта» Ф. Дилиуса (1910), «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1926), «Фиделио» Л. ван Бетховена (1927), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1928). В этот период в театр приглашались крупнейшие зарубежные дирижёры – Г. Малер, Ф. Мотль, X. Рихтер, Ф. Вейнгартнер, пели Э. Карузо, М. Баттистини, Ф. И. Шаляпин. В 1-й пол. 20 в. важную роль в деятельности «К.-Г.» сыграл Т. Бичем (дирижировал с 1910; в 1932–39 худ. рук.), прочно утвердивший в репертуаре театра произведения англ. композиторов 20 в. Развитию театра способствовали английские (Г. Вуд, A. Коутс) и иностранные (Б. Вальтер, Р. Штраус) дирижёры.
В кон. 1930-х гг. театр стал государственным. В 1939 был закрыт, возобновил свою деятельность в кон. 1946. Театр стремится пропагандировать лучшие оперы англ. классики (прежде всего Г. Пёрселла) и композиторов 20–21 вв.: Р. Воан-Уильямса, Б. Бриттена, М. Типпетта, А. Блисса, Х. Бертуистла, П. М. Дейвиса, Т. Адеса, С. Макрея и др. Репертуар включает оперы разл. нац. школ и эпох, в т. ч. А. Берга и А. Шёнберга, Л. Яначека и Б. Бартока, П. И. Чайковского и А. П. Бородина, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Оперы эпохи барокко и отчасти венской классич. школы ставятся с учётом особенностей аутентичного исполнительства (с участием контратеноров, использованием в оркестре «исторических» инструментов). В спектаклях были заняты крупнейшие певцы мира, среди них – Э. Шварцкопф, К. Флагстад, М. Каллас, В. де Лос Анхелес, Дж. Сазерленд, Г. П. Вишневская, Л. Прайс, Дж. Викерс, Т. Гобби, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гедда, П. Доминго, Х. Хоттер, Н. Гяуров, К. Бергонци, Д. Макинтайр, М. Лангдон, Д. А. Хворостовский, В. В. Галузин, Дж. Боуман, Д. Даниелс. После 2-й мировой войны муз. руководителями театра были дирижёры: К. Ранкль (1946–1951), Р. Кубелик (1955–58), Г. Шолти (1961–71), К. Дейвис (1971–86), Б. Хайтинк (1987–2002); с 2002 – А. Паппано. Спектаклями дирижировали К. Аббадо, П. Булез, Дж. Э. Гардинер, К. фон Донаньи, К. М. Джулини, Р. Кемпе, Э. Клайбер, О. Клемперер, Ч. Маккерас, Дж. Притчард, С. Реттл, Г. Н. Рождественский, Э. П. Салонен и др. знаменитые музыканты. Среди крупнейших режиссёров – Ф. Дзеффирелли, Л. Висконти.
С 1946 на сцене «К.-Г.» выступает также балетная труппа «Сэдлерс-Уэллс» (с 1957 носит назв. Королевский балет Великобритании).
Здание театра дважды восстанавливалось после пожаров 1808 и 1856 (1856–1857, арх. Э. М. Бэрри). С 1858 спектакли даются в совр. здании; после реконструкции 1997–99 зрительный зал имеет 2268 мест. Эксперим. оперные постановки и концерты проходят на сцене филиала «Линбери Стьюдио» (394 места).