Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́ЧЕМ ТОМАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БИ́ЧЕМ (Beecham) То­мас (29.4.1879, Сент-Хе­ленс, близ Ли­вер­пу­ля – 8.3.1961, Лон­дон), англ. ди­ри­жёр, им­пре­са­рио. Сын вла­дель­ца круп­ной фар­ма­цев­тич. фаб­ри­ки и лю­би­те­ля му­зы­ки Дж. Би­че­ма. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, брал ча­ст­ные уро­ки ком­по­зи­ции у Ч. Ву­да и М. Мош­ков­ско­го. Как ди­рижёр де­бю­ти­ро­вал в Шек­спи­ров­ском ме­мо­ри­аль­ном те­ат­ре (Кла­пем, 1905). В 1909 ор­га­ни­зо­вал собств. сим­фо­нич. ор­кестр. Ди­ри­жёр те­ат­ра «Ко­вент-Гар­ден» в Лон­до­не (с 1910, в 1932–39 гл. ди­ри­жёр и худ. рук.; по­след­нее вы­сту­п­ле­ние со­стоя­лось в 1951). Ор­га­ни­зо­вал пер­вые в Ве­ли­ко­бри­та­нии вы­сту­п­ле­ния Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва (1911, 1913), лон­дон­ские пре­мье­ры опер М. П. Му­сорг­ско­го («Бо­рис Го­ду­нов» и «Хо­ван­щи­на», 1913), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва («Пско­ви­тян­ка», 1913) и А. П. Бо­ро­ди­на («Князь Игорь», 1914) – все с Ф. И. Ша­ля­пи­ным в гл. пар­ти­ях. Ос­но­ва­тель, ру­ко­во­ди­тель и ди­ри­жёр Лон­дон­ско­го фи­лар­мо­ни­че­ско­го (с 1932) и Ко­ро­лев­ско­го фи­лар­мо­ни­че­ско­го (1946–60) ор­ке­ст­ров. Га­ст­ро­ли­ро­вал с круп­ней­ши­ми за­ру­беж­ны­ми ор­ке­ст­ра­ми (в т. ч. с Нью-Йорк­ским, Бос­тон­ским, Бер­лин­ским фи­лар­мо­ни­че­ски­ми), ра­бо­тал в зна­ме­ни­тых опер­ных те­ат­рах (в т. ч. в «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ре», 1942–44). По­след­нее вы­сту­п­ле­ние Б. со­стоя­лось в 1960. Ос­но­ву его ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли клас­сич. и ро­ман­тич. опе­ры (Б. воз­ро­дил для сце­ны опе­ру В. А. Мо­цар­та «Так по­сту­па­ют все»), сре­ди ком­по­зи­то­ров ба­рок­ко он от­да­вал пред­поч­те­ние Г. Ф. Ген­де­лю, му­зы­ку 20 в. ис­пол­нял из­би­ра­тель­но: ди­ри­жи­ро­вал лон­дон­ски­ми пре­мье­ра­ми опер Р. Штрау­са «Са­ло­мея» и «Элек­тра» (1910), «Ка­ва­лер ро­зы» и «Ари­ад­на на На­ксо­се» (1913), всю жизнь энер­гич­но про­па­ган­ди­ро­вал му­зы­ку сво­его дру­га Ф. Ди­лиу­са (счи­та­ет­ся луч­шим её ис­пол­ни­те­лем). Сре­ди ау­дио­за­пи­сей – 3-я сим­фо­ния П. И. Чай­ков­ско­го, 1-я сим­фо­ния М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, 1-й скри­пич­ный кон­церт С. С. Про­кофь­е­ва.

Соч.: A mingled chime: leaves from an auto­bio­graphy. L., 1943.

Вернуться к началу