КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т ВЕЛИКОБРИТА́НИИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т ВЕЛИКОБРИТА́НИИ, Королевский балет (The Royal Ballet), нац. балетная труппа Великобритании. Возникла на основе Академии хореографич. иск-ва – балетной школы, которую в 1926 в Лондоне открыла Н. де Валуа. Датой основания труппы (первоначальное назв. – «Вик-Уэллс балле») считается 5.5.1931, когда состоялся её первый офиц. спектакль. В 1942 труппа получила назв. «Сэдлерс-Уэллс балле» (выступала в театре «Сэдлерс-Уэллс»). Ведущей балериной до 1935 была А. Маркова, позднее – М. Фонтейн. Репертуар включал балеты Валуа («Карьера мота» Г. Гордона, 1935; «Шах и мат» А. Блисса, 1937), Ф. Аштона («Видения» на муз. Ф. Листа, 1936; «Конькобежцы» на муз. Дж. Мейербера, 1937), Р. Хелпмена («Гамлет» на муз. П. И. Чайковского, 1942; «Чудо в Горбалсе» Блисса, 1944) и др. Бывший режиссёр Мариинского театра Н. Г. Сергеев, основываясь на петерб. оригиналах, поставил «Коппелию» Л. Делиба (1932), «Жизель» А. Адана, «Щелкунчика» и «Лебединое озеро» Чайковского (все 1934), «Спящую красавицу» Чайковского (1937). Т. о., впервые на Западе были целиком воспроизведены спектакли, созданные в 19 в. в России или сохранявшиеся в репертуаре рус. театра. Начало мировой славе труппы положила многоактная версия «Спящей красавицы», созданная в 1946 на основе балета М. И. Петипа Сергеевым, Аштоном и Валуа. С 1946 труппа выступает в здании лондонского театра «Ковент-Гарден», с 1957 носит назв. «Королевский балет».
В 1950-х гг. наряду с балетами Н. де Валуа и Ф. Аштона в афише появились постановки Дж. Кранко и К. Макмиллана. К этому времени определились черты, отличавшие стиль К. б. В. от большинства зап. трупп. В репертуаре преобладают многоактные сюжетные классич. и совр. балеты. Особенности англ. исполнительского стиля – внимание к актёрской игре, лиризм и сдержанность, при которой виртуозность не слишком акцентируется. Новый этап связан с появлением в труппе в 1962 Р. Х. Нуреева, ставшего постоянным партнёром М. Фонтейн.
В 1963–70 труппой руководил Ф. Аштон, в 1970–77 – К. Макмиллан, в 1977–1986 – Н. Моррис, в 1986–2001 – А. Доуэлл, с 2002 – М. Мейсон. На рубеже 20–21 вв. репертуар пополнили постановки Дж. Баланчина, У. Форсайта, Т. Тарп, Н. Р. Макаровой, М. Н. Барышникова, молодых англ. хореографов Д. Бинтли, К. Уилдона, У. Такетта, М. Харта и др. Среди артистов труппы в разное время: Л. Сеймур, А. Сибли, Дж. Пенни, У. Иглинг, Д. Уолл, Д. Бассел, И. Д. Мухамедов, А. Ферри, Й. Кобборг.
Труппа К. б. В. в разные годы создавала филиалы: «Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле» (1940-е гг.), «Хореографическая группа Сэдлерс-Уэллс» (1953–55), «Гастролирующая труппа Королевского балета» (1957–70), «Балет для всех» (1964–76), «Новая группа Королевского балета» (1970–76), «Королевский балет Сэдлерс-Уэллс» (1976–90, с 1990 Бирмингемский королевский балет).