БЕ́НЕ КАРМЕЛО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́НЕ (Bene) Кармело (1.9.1937, Кампи-Салентина, пров. Лечче – 16.3.2002, Рим), итал. актёр, режиссёр, писатель. С 1957 учился в Академии драматич. иск-ва в Риме. В 1959 дебютировал в театре (Калигула в одноим. пьесе А. Камю). С 1961 работал самостоятельно (первоначально в подвальных театрах Рима). Б. соединял в себе автора, постановщика, исполнителя, а часто и художника спектакля. Создатель оригинальных сценич. опусов по мотивам классич. произведений: «Пиноккио» по К. Коллоди (1961), «Саломея» по О. Уайльду (1964), «Фауст и Маргарита» по И. В. Гёте (1966), «Манфред» по Дж. Байрону и Р. Шуману (1979); «Гамлет» (1961, 1975), «Гамлет, или Последствия сыновней жалости» (1967), «Ромео и Джульетта» (1976), «Ричард III» (1978), «Отелло» (1979), «Макбет» (1983), «Омлет для Гамлета» (1987), «Гамлет-сюита» (1994), все – по У. Шекспиру; «Лоренцаччо» по А. Мюссе (1989) и др. В творчестве Б. нашла логич. завершение модернистская линия европ. театра 20 в. Искусство Б., отличавшееся высокой эмоциональностью (его называли «гением аффекта»), вместе с тем исключало трагическое и отрицало катарсис. Апологет актёрского театра в противовес литературному и режиссёрскому, Б. не признавал связный сюжет, осмысленный диалог и др. категории традиц. театра; образ человека, заряженный энергией саморазрушения, распадался на отд. части, иногда как будто становясь неодушевлённым предметом или исчезая. В 1965 дебютировал как писатель, создав парадоксальный роман «Богоматерь турок» («Nostra signora dei Turchi»), который в 1966 инсценировал, а в 1968 экранизировал («Our Lady of the Turks», пр. Мкф в Венеции). Как режиссёр также поставил ф. «Дон Джованни» (1970) и др. Снимался у П. П. Пазолини (Креон – «Царь Эдип»).