ТЕАТРОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕАТРОВЕ́ДЕНИЕ, наука о театральном искусстве. Исторически совр. интерпретации предшествовало понимание Т. как всего объёма знаний о театре, всех его составляющих (театральное иск-во, организация театрального дела, экономика и финансы, психология актёра, социокультурные характеристики зрителей, театральная архитектура и т. д.) вне зависимости от характера и источников их получения, т. е. сюда включались и театральная критика, и труды практиков театра – от ср.-век. трактатов япон. актёра и драматурга Дзэами Мотокиё до многотомного собрания сочинений К. С. Станиславского, от написанных в ренессансной Италии «Четырёх диалогов о сценических представлениях» Л. де Сомми (ок. 1565–66) до трактатов Б. Брехта. Предыстория науч. Т. зачастую рассматривается расширительно – как история философской, эстетической и общеискусствоведч. мысли, так или иначе затрагивающей театр.
Основоположником собственно науч. Т. принято считать нем. филолога М. Германа, который в нач. 20 в. на материале ср.-век. пьесы реконструировал её постановку, т. е. открыл Т. его гл. специфич. объект – спектакль. Следующий шаг в развитии науки сделан в 1920-е гг. в России с формированием двух гл. театроведч. школ: в Москве в Российской академии художественных наук (позднее ГАХН) и в Петроградском (Ленинградском) ин-те истории искусств – П. А. Марков в кн. «Новейшие театральные течения» (1924) впервые рассмотрел историю мирового театра как эволюцию содержательных театральных форм, а А. А. Гвоздев в ст. «О смене театральных систем» (1926) впервые предложил понимание спектакля как специфич. системы, гл. частями которой назвал актёра, зрителя и театральное пространство. Т. о. история европ. сцены предстала как сложное сосуществование разл. типа театральных систем.
В последующие 3 десятилетия в разл. странах Европы по тем или иным причинам (в СССР, напр., по идеологическим) Т. не удержалось на достигнутом в 1920-е гг. уровне. Вернулись представления о спектакле исключительно как о сценич. варианте пьесы, базой для спектаклей и выдающихся актёрских работ признавался единственно репертуар. В это же время в СССР создавались и становились традицией исследования по истории зарубежного театра («Итальянская народная комедия» А. К. Дживелегова, 1954; «Картель четырёх» Е. Л. Финкельштейн, 1974); позднее эту традицию поддержали работы о театре Великобритании (А. В. Бартошевич), Испании (В. Ю. Силюнас), Италии (М. М. Молодцова) и др. Труды по истории театра в России рассмотрены в работе С. С. Данилова «К историографии русского дореволюционного и советского театра» (в сб. «Записки о театре», 1958–60). В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. науч. уровня достигла театроведч. критика (И. Н. Соловьёва, Н. А. Крымова, М. И. Туровская, А. П. Свободин и др.). Вместе с тем на излёте «оттепели» возникли отчётливо концепционные историко-театральные труды («Режиссёр Мейерхольд» К. Л. Рудницкого, 1969; «Режиссёрские искания Станиславского: 1898–1917» М. Н. Строевой, 1973), которые прямо отсылали к традиции Т. 1920-х гг. Итогом стала 7-томная академич. «История русского драматического театра» (1977–87).
В кон. 1970-х гг. возрос интерес к театральной теории, сложившейся как самостоят. дисциплина («Действие в драме» С. В. Владимирова, 1972; «Жизнь драмы» англо-амер. теоретика драмы Э. Бентли, рус. пер. 1978). На рубеже 20–21 вв. в России опубликованы и первые строго театрально-теоретич. работы (М. Я. Поляков «О театре», 2001; Ю. М. Барбой «К теории театра», 2008). Наиболее значимый массив теоретич. лит-ры дала Зап. Европа, в т. ч. театроведы Франции [А. Юберсфельд, П. Пави (Павис)], Германии (Э. Фишер-Лихте). Воскрешены и реабилитированы формальный и социологич. методы анализа. В фокусе внимания Т. оказался театральный язык, раньше, как правило, не отделявшийся от театральных форм. Определился полный состав Т. (источниковедение, дифференцированная по эпохам и регионам наука об истории театрального иск-ва, теория театрального иск-ва, включающая системно-структурные и собственно худож. характеристики театра, театроведч. методология и примыкающее к этим осн. частям знание об истории театральной мысли) и его жанры [реконструкция спектакля и роли, портрет (актёра, режиссёра, сценографа, театра), проблемное историко-театральное сочинение, сценич. история пьесы (пьеса перестала быть критерием для анализа и оценки спектакля)]. С одной стороны, выявлены глубина и значимость отношения Т. с философией, эстетикой, культурологией, общим искусствознанием, науками о др. искусствах; с другой – как стройная система предстают внутр. связи этого знания, прежде всего между историко-театральной и теоретико-театральной ветвями, теоретико-историч. блоком и критикой, которая, при всей её специфике, получила науч. основания и критерии оценок, а также между теорией и методологией: язык описания небезразличен к описываемому предмету. Отдельно следует отметить обширную учебную лит-ру по истории театра.
Наряду с тотальным увлечением методологией, во 2-й пол. 20 в. большое внимание уделялось истории мирового театра, включая театр Востока и дотеатральные действа. Лидирует в этой области Т. США [переведённая на рус. яз. и изданная в 1999 в Москве «Иллюстрированная история мирового театра» под ред. Дж. Р. Брауна и сб. «Theatre histories: An introduction» (2006)]. Франц., нем., швед., фин. театроведы активно работали над воссозданием истории нац. театров. Нац. характеристики, однако, нередко соседствуют здесь не только с социо- и этнокультурными, но и с расовыми, гендерными и пр. К кон. 20 в. возрос науч. уровень трудов по театру кукол; разделились интересы специалистов по изобразит. иск-ву и по театру в сфере сценографии. В работах об опере и балете музыковеды всё чаще готовы отказываться от понимания спектакля как оживления партитуры, балетоведы сосредоточены на танце, а театроведы видят в певцах и танцовщиках актёров, играющих роли и, соответственно, анализируют произведение театра – спектакль.
Растёт интерес Т. к собств. истории и предыстории. Как объект здесь наиболее широко представлена критика («Очерки истории русской театральной критики» под ред. А. Я. Альтшуллера, 1975–79; посвящённые театральной мысли Серебряного века исследования С. В. Стахорского, и др.). Отсутствие работ по истории театральной теории отчасти заполняют обзоры истории теории драмы: наиболее известны опубликованные в 1967–88 труды А. А. Аникста, где собраны представления о драме и театре от Аристотеля до 2-й пол. 19 в.
В нач. 21 в. очевидны попытки Т. осознать свои границы и возможности в условиях новой конфигурации театральной и околотеатральной культуры («Введение в театроведение», 2011). Соседство и сложные отношения театрального иск-ва с т. н. паратеатральными формами сделали актуальными вопросы об отличиях театра от нетеатра и иск-ва от жизненной акции. В центре обсуждения не только теоретические, но и историко-генетич. аспекты проблемы – о происхождении и началах театра: если между древними мистич. ритуалами и театральным иск-вом нет границы, её нет и сегодня между театральным «подражанием» (Аристотель) жизненному предмету и акциональной природой перформанса. Так, Э. Фишер-Лихте в духе идей перформативности выдвинула положение о приоритете действования, что радикально сближает человека-актёра, который «означает», с человеком перформанса, который «есть» («Эстетика перформативности», 2004; рус. пер. 2015). Близкую по сути концепцию предложил в кн. «Постдраматический театр» (1999, рус. пер. 2013) нем. историк и теоретик театра Х. Т. Леман: драматич. театр, существовавший, по его мнению, 3 века, сменился постдраматическим, чьи разнообразные, наследующие классич. театру и перформативные, явления объединены лишь зрелищностью. Под сомнение поставлены не только такие базовые категории, как драматич. действие спектакля, но и весь театроведч. аппарат, осознанно ориентированный на анализ специфики театрального иск-ва. И согласие, и споры в этой области одинаково продуктивны для дальнейшего развития театроведения.