УИ́ЛСОН РОБЕРТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УИ́ЛСОН (Wilson) Роберт (р. 4.10.1941, Уэйко), амер. режиссёр, художник, чл. Амер. академии искусств и лит-ры (2000). В Нью-Йорке в 1965 получил худож. образование в Ин-те Пратта, в 1968 основал «Школу Берда Хоффмана для менестрелей» («Byrd Hoffman school for byrds»), с учениками которой реализовывал свои первые сценич. эксперименты. Ставил многочасовые и многофигурные композиции, близкие иск-ву перформанса: «Взгляд глухого» (1970, Айова), «Жизнь и смерть Иосифа Сталина» (1973, Копенгаген), опера-кантата Ф. Гласса «Эйнштейн на пляже» (1976, Авиньон). Основатель и руководитель худож. центра «Водяная мельница» (Нью-Йорк, 1992). Отличительная особенность режиссёрского метода У. – приоритет визуального и звукового образа над текстом. Работа над спектаклем начинается с создания световой партитуры, самое пристальное внимание уделяется гриму, сценографии, пластич. рисунку. Метафорич. ряд сценич. композиций У. сложен и открыт разл. интерпретациям. Действие в его спектаклях не сковано причинно-следств. связями, тяготея к эстетике сюрреализма и постмодернизма. Среди спектаклей: «Гамлет-машина» Х. Мюллера (1986, Нью-Йорк), «Чёрный всадник» У. Берроуза и Т. Уэйтса (1990, Гамбург), опера «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини – образец сценич. минимализма (1993, Париж; 2005, моск. Большой театр), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (2007) и «Сонеты Шекспира» (2009, оба – «Берлинер ансамбль»), «Старуха» Д. Хармса (2013, Манчестер), «Сказки Пушкина» (2015, Театр Наций, Москва), «Травиата» Дж. Верди (2015, Театр Линца, Австрия; 2016, Пермский театр оперы и балета). Выступает также как скульптор и дизайнер.