ВЕ́НСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕРА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́НСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕРА (Wiener Staatsoper), ведущий муз. театр Австрии. До 1918 Венская придворная опера. Ведёт историю с сер. 17 в. В 18 в. спектакли давались в дворцовых театрах «Хофбург», «Шёнбрунн», в «Кернтнертортеатер» и «Бургтеатр». Совр. здание, построенное в 1869 (архитекторы А. Зиккард фон Зиккардсбург и Э. ван дер Нюлль, роспись плафонов и цикл фресок М. фон Швинда и Л. Раля, скульптуры и фонтаны с аллегорич. фигурами Э. Ю. Хэнеля и Й. Гассера), сильно разрушено при бомбардировке в 1945, восстановлено в 1955; зрительный зал на 2276 мест. В 1945–55 спектакли В. г. о. ставились на сценах «Театер ан дер Вин» и «Фольксопер».
Опера. Первоначально спектакли шли в исполнении итал. артистов, 1-я австр. труппа создана И. Й. Фуксом после 1715. П. Метастазио формировал репертуар в 1730–79, с 1754 постановками руководил К. В. Глюк. С 1770-х гг. большое внимание уделялось постановкам зингшпилей. К нач. 19 в. сложились осн. традиции театра: ориентация на австро-нем. (прежде всего В. А. Моцарта) и итал. (позднее и франц.) композиторов, постановка премьерных спектаклей (оперы К. М. фон Вебера, А. Лорцинга, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), богатство оформления; приглашались лучшие европ. дирижёры и певцы (В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг, позже А. Матерна, Г. Винкельман, Лотте Леман, Л. Слезак и др.).
В 1869 постановкой «Дон Жуана» В. А. Моцарта открылось совр. здание театра. Здесь Х. Рихтер осуществил первые в Австрии постановки опер Р. Вагнера, П. Корнелиуса, Ж. Массне. В 1897–1907 театр стал одним из лучших в Европе: под рук. Г. Малера ставились оперы Моцарта, Верди, Вагнера, впервые в Вене – П. И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), Р. Штрауса («Электра»), К. Дебюсси, работали дирижёры Б. Вальтер, Ф. Шальк, Ф. Вейнгартнер (муз. рук. в 1908–11 и 1935–36), худ. А. Роллер. В 1918–29 муз. рук. В. г. о. Шальк (в 1919–24 совм. со Штраусом), драматург Г. фон Гофмансталь и худ. А. Роллер создали ряд спектаклей, возрождающих традиции театра барокко: «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Палестрина» Х. Пфицнера. Под руководством дирижёров К. Крауса (муз. рук. в 1929–34) и Б. Вальтера (муз. рук. в 1936–38), с участием реж. Л. Валлерштайна, драматурга Ф. Верфеля, художников О. Штранда и К. Хольцмейстера высочайшего уровня достигло режиссёрское решение спектаклей («Воццек» А. Берга, 1930, оперетта «Джудитта» Ф. Легара, 1934, и др.). Возникла традиция постановок опер слав. авторов (Б. Сметана, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский).
Во время 2-й мировой войны К. Краус, В. Фуртвенглер, К. Бём руководили постановками сочинений Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди; в 1938 состоялась премьера оперы «День мира» Р. Штрауса, к 1944 были поставлены все его оперы.
В 1955 оперой «Фиделио» Л. ван Бетховена под упр. К. Бёма открылось восстановленное здание В. г. о. В 1956–64 театр вновь поднялся до мирового уровня под рук. Г. фон Караяна, который пригласил лучших итал. певцов (Р. Тебальди, Т. Гобби, Дж. ди Стефано и др.). Во 2-й пол. 20 в. работали дирижёры Л. Бернстайн, Л. Маазель (муз. рук. в 1982–84), К. Аббадо (муз. рук. в 1986–1990), К. М. Джулини, Р. Мути, З. Мета, Дж. Синополи. Постановки осуществляли Виланд Вагнер, К. Х. Дрезе (генеральный директор в 1986–91), Ф. Дзеффирелли, О. Шенк, Г. Купфер, Ж. П. Поннель, И. Сабо, Х. Нойенфельс, Ф. Арло, Г. Крамер. Событием стала постановка «Хованщины» М. П. Мусоргского в 1989 (оркестровка Д. Д. Шостаковича, редакция финала И. Ф. Стравинского, дирижёр Аббадо, реж. А. Кирхнер).
С 1992 директор В. г. о. – певец и театральный деятель И. Холендер, с 2002 муз. рук. – дирижёр С. Озава. Репертуар, кроме опер Вер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса, включает новые для этой сцены произведения – оперетту «Весёлая вдова» Ф. Легара (1998), оперы «Билли Бад» Б. Бриттена (2001), «Джонни наигрывает» Э. Кшенека (2002), «Мёртвый город» Э. Корнгольда (2005) и современные оперы – «Джезуальдо» А. Шнитке (1995), «Великан каменного поля» Ф. Церхи (2002).
Среди солистов оперы – Х. Гюден, Л. Делла Каса, И. Зефрид, М. Йерица, А. и Х. Конецни, Б. Нильсон, Э. Шварцкопф, Э. Шуман, М. Чеботари, В. Венкофф, А. Дермота, М. Дель Монако, А. Йергер, М. Лоренц, Й. Мановарда, Д. Фишер-Дискау (1930–60-е гг.); Ф. Арайза, В. А. Атлантов, В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, Э. Мартон, Л. Паваротти, Л. Ризанек, К. Риччарелли, Р. Хольм, С. Эстес (1970–1990-е гг.); в нач. 2000-х гг. постоянно выступают А. Шлемм, Э. Груберова, А. Бальтса, П. Доминго, Дж. Саббатини, Р. Холль, Ф. Фурланетто, М. И. Мещерякова, М. А. Гулегина, Д. А. Хворостовский, С. Ларин, П. Бурчуладзе, А. Ю. Нетребко и др.
Балет. Первые значит. балетные постановки осуществлены в сер. – 2-й пол. 18 в., когда на сцене Придворной оперы работали хореографы Ф. Хильфердинг, Д. М. Г. Анджолини, Ж. Ж. Новерр. В 1760-х гг. при театре основана балетная школа. С 1856 в Вене регулярно работал П. Тальони («Сарданапал», 1869). Некоторые его постановки сохраняются в репертуаре и поныне. В 1890–1920 балетом руководил хореограф Й. Хассрайтер, поставивший 48 спектаклей, в т. ч. «Фея кукол» Й. Байера (1888), «Сезоны любви» на муз. Ф. Шуберта (1911). В 1920-е гг. в В. г. о. пришли хореографы – представители различных направлений современного танца: Х. Кройцберг, Г. Крёллер, Т. Биркмайер, В. Френцль, Г. Визенталь, Г. Боденвизер, Р. Хладек. В 1933–37 венский балет добился больших успехов под рук. М. Вальман («Австрийская крестьянская свадьба» на нар. муз. в обработке Ф. Зальмхофера, «Страшный суд» на муз. Г. Ф. Генделя, и др.). В 1942–58 гл. балетмейстером была представительница нем. экспрессионистической школы Э. Ханка, соединявшая в своих постановках традиции классики и танца модерн. В 1960–80-е гг. репертуар пополнился балетами И. Ф. Стравинского и Б. Бартока, лучшими постановками Дж. Баланчина, Дж. Кранко, Х. ван Манена, Дж. Ноймайера; позднее – У. Форсайта, И. Килиана, Ф. Аштона. Большое значение для развития балетной труппы имела деятельность Р. Нуреева в 1964–88. В 1973 Ю. Н. Григорович поставил в Вене балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
В 1995–2005 директором балета В. г. о., гл. хореографом и руководителем балетной школы (с 2001) был итал. балетмейстер Р. Дзанелла, значительно расширивший репертуар и осуществивший более 50 постановок. С начала сезона 2005/06 директором балетной труппы стал венг. хореограф, выпускник МХУ Д. Харангозо. Солисты балетной труппы: С. Нойя, Э. Петтерс, Й. Зайфрид, Г. Хатала, Ю. Вагнер, Э. Печи, Г. Обереггер, Б. Небила и др. На сцене В. г. о. выступают также Э. Платель, М. Легри, В. А. Малахов и др.