Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 131-133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

ВЕ́НСКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕРА (Wiener Staatsoper), ве­ду­щий муз. те­атр Ав­ст­рии. До 1918 Вен­ская при­двор­ная опе­ра. Ве­дёт ис­то­рию с сер. 17 в. В 18 в. спек­так­ли да­ва­лись в двор­цо­вых те­ат­рах «Хоф­бург», «Шён­брунн», в «Керн­т­нер­тор­теа­тер» и «Бург­теа­тр». Совр. зда­ние, по­стро­ен­ное в 1869 (ар­хи­тек­то­ры А. Зик­кард фон Зик­кардс­бург и Э. ван дер Нюлль, рос­пись пла­фо­нов и цикл фре­сок М. фон Швин­да и Л. Ра­ля, скульп­ту­ры и фон­та­ны с ал­ле­го­рич. фи­гу­ра­ми Э. Ю. Хэ­не­ля и Й. Гас­се­ра), силь­но раз­ру­ше­но при бом­бар­ди­ров­ке в 1945, вос­ста­нов­ле­но в 1955; зри­тель­ный зал на 2276 мест. В 1945–55 спек­так­ли В. г. о. ста­ви­лись на сце­нах «Теа­тер ан дер Вин» и «Фолькс­опер».

Опе­ра. Пер­во­на­чаль­но спек­так­ли шли в ис­пол­не­нии итал. ар­ти­стов, 1-я австр. труп­па соз­да­на И. Й. Фук­сом по­сле 1715. П. Ме­та­ста­зио фор­ми­ро­вал ре­пер­ту­ар в 1730–79, с 1754 по­ста­нов­ка­ми ру­ко­во­дил К. В. Глюк. С 1770-х гг. боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось по­ста­нов­кам зин­гш­пи­лей. К нач. 19 в. сло­жи­лись осн. тра­ди­ции те­ат­ра: ори­ен­та­ция на ав­ст­ро-нем. (пре­ж­де все­го В. А. Мо­цар­та) и итал. (поз­днее и франц.) ком­по­зи­то­ров, по­ста­нов­ка пре­мьер­ных спек­так­лей (опе­ры К. М. фон Ве­бе­ра, А. Лор­цин­га, Дж. Рос­си­ни, В. Бел­ли­ни, Г. До­ни­цет­ти, Дж. Вер­ди), бо­гат­ст­во оформ­ле­ния; при­гла­ша­лись луч­шие ев­роп. ди­ри­жё­ры и пев­цы (В. Шрё­дер-Дев­ри­ент, К. Ун­гер, Г. Зон­таг, поз­же А. Ма­тер­на, Г. Вин­кель­ман, Лот­те Ле­ман, Л. Сле­зак и др.).

Венская государственная опера. 1869.

В 1869 по­ста­нов­кой «Дон Жуа­на» В. А. Мо­цар­та от­кры­лось совр. зда­ние те­ат­ра. Здесь Х. Рих­тер осу­ще­ст­вил пер­вые в Ав­ст­рии по­ста­нов­ки опер Р. Ваг­не­ра, П. Кор­не­лиу­са, Ж. Мас­сне. В 1897–1907 те­атр стал од­ним из луч­ших в Ев­ро­пе: под рук. Г. Ма­ле­ра ста­ви­лись опе­ры Мо­цар­та, Вер­ди, Ваг­не­ра, впер­вые в Ве­не – П. И. Чай­ков­ско­го («Ев­ге­ний Оне­гин», «Пи­ко­вая да­ма», «Ио­лан­та»), Р. Штрау­са («Элек­тра»), К. Де­бюс­си, ра­бо­та­ли ди­ри­жё­ры Б. Валь­тер, Ф. Шальк, Ф. Вейн­гарт­нер (муз. рук. в 1908–11 и 1935–36), худ. А. Рол­лер. В 1918–29 муз. рук. В. г. о. Шальк (в 1919–24 совм. со Штрау­сом), дра­ма­тург Г. фон Гоф­ман­сталь и худ. А. Рол­лер соз­да­ли ряд спек­так­лей, воз­ро­ж­даю­щих тра­ди­ции те­ат­ра ба­рок­ко: «Жен­щи­на без те­ни» Р. Штрау­са, «Так по­сту­па­ют все жен­щи­ны» Мо­цар­та, «Па­ле­ст­ри­на» Х. Пфиц­не­ра. Под руководством ди­ри­жёров К. Крау­са (муз. рук. в 1929–34) и Б. Валь­те­ра (муз. рук. в 1936–38), с уча­сти­ем реж. Л. Вал­лер­штай­на, дра­ма­тур­га Ф. Вер­фе­ля, ху­дож­ни­ков О. Штран­да и К. Хольц­мей­сте­ра вы­со­чай­ше­го уров­ня дос­тиг­ло ре­жис­сёр­ское ре­ше­ние спек­так­лей («Воц­цек» А. Бер­га, 1930, опе­рет­та «Джу­дит­та» Ф. Ле­га­ра, 1934, и др.). Воз­ник­ла тра­ди­ция по­ста­но­вок опер слав. ав­то­ров (Б. Сме­та­на, Л. Яна­чек, И. Ф. Стра­вин­ский).

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны К. Кра­ус, В. Фурт­венг­лер, К. Бём ру­ко­во­ди­ли по­ста­нов­ка­ми со­чи­не­ний Мо­цар­та, Л. ван Бет­хове­на, Дж. Вер­ди; в 1938 со­стоя­лась пре­мье­ра опе­ры «День ми­ра» Р. Штрау­са, к 1944 бы­ли по­став­ле­ны все его оперы.

Сцена из оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса. Режиссёр О. Шенк. Софи – П. Визе, Октавиан – Т. Шмидт. 1994.

В 1955 опе­рой «Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на под упр. К. Бё­ма от­кры­лось вос­ста­нов­лен­ное зда­ние В. г. о. В 1956–64 те­атр вновь под­нял­ся до ми­ро­во­го уров­ня под рук. Г. фон Ка­рая­на, ко­то­рый при­гла­сил луч­ших итал. пев­цов (Р. Те­баль­ди, Т. Гоб­би, Дж. ди Сте­фа­но и др.). Во 2-й пол. 20 в. ра­бо­та­ли ди­ри­жё­ры Л. Берн­стайн, Л. Маа­зель (муз. рук. в 1982–84), К. Аб­ба­до (муз. рук. в 1986–1990), К. М. Джу­ли­ни, Р. Му­ти, З. Мета­, Дж. Си­но­по­ли. По­ста­нов­ки осу­ще­ст­в­ля­ли Ви­ланд Ваг­нер, К. Х. Дре­зе (ге­не­раль­ный ди­рек­тор в 1986–91), Ф. Дзеф­фи­рел­ли, О. Шенк, Г. Куп­фер, Ж. П. Пон­нель, И. Са­бо, Х. Ной­ен­фельс, Ф. Ар­ло, Г. Кра­мер. Со­бы­ти­ем ста­ла по­ста­нов­ка «Хо­ван­щи­ны» М. П. Му­сорг­ско­го в 1989 (ор­ке­стров­ка Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, ре­дак­ция фи­на­ла И. Ф. Стра­вин­ско­го, ди­ри­жёр Аб­ба­до, реж. А. Кирх­нер).

С 1992 ди­рек­тор В. г. о. – пе­вец и те­ат­раль­ный дея­тель И. Хо­лен­дер, с 2002 муз. рук. – ди­ри­жёр С. Оза­ва. Ре­пер­туар, кро­ме опер Вер В. А. Мо­цар­та, Р. Ваг­не­ра, Дж. Вер­ди, Р. Штрау­са, вклю­ча­ет но­вые для этой сце­ны про­из­ве­де­ния – опе­рет­ту «Ве­сё­лая вдо­ва» Ф. Ле­га­ра (1998), опе­ры «Бил­ли Бад» Б. Брит­те­на (2001), «Джон­ни наи­гры­ва­ет» Э. Кше­не­ка (2002), «Мёрт­вый го­род» Э. Корн­голь­да (2005) и современные опе­ры – «Дже­зу­аль­до» А. Шнит­ке (1995), «Ве­ли­кан ка­мен­но­го по­ля» Ф. Цер­хи (2002).

Сре­ди со­лис­тов опе­ры – Х. Гю­ден, Л. Дел­ла Ка­са, И. Зеф­рид, М. Йе­ри­ца, А. и Х. Ко­нец­ни, Б. Ниль­сон, Э. Шварц­копф, Э. Шу­ман, М. Че­бо­та­ри, В. Вен­кофф, А. Дер­мо­та, М. Дель Мо­на­ко, А. Йер­гер, М. Ло­ренц, Й. Ма­но­вар­да, Д. Фи­шер-Дис­кау (1930–60-е гг.); Ф. Арай­за, В. А. Ат­лан­тов, В. Бер­ри, О. Ви­нер, Э. Кунц, К. Люд­виг, Э. Мар­тон, Л. Па­ва­рот­ти, Л. Ри­за­нек, К. Рич­ча­рел­ли, Р. Хольм, С. Эс­тес (1970–1990-е гг.); в нач. 2000-х гг. по­сто­ян­но вы­сту­па­ют А. Шлемм, Э. Гру­бе­ро­ва, А. Бальт­са, П. До­мин­го, Дж. Саб­ба­ти­ни, Р. Холль, Ф. Фур­ла­нет­то, М. И. Ме­ще­ря­ко­ва, М. А. Гу­ле­ги­на, Д. А. Хво­ро­стов­ский, С. Ла­рин, П. Бур­чу­лад­зе, А. Ю. Не­треб­ко и др.

Сцена из балета «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона, Д. Лигети. Хореограф Дж. Ноймайер.

Ба­лет. Пер­вые зна­чит. ба­лет­ные по­ста­нов­ки осу­ще­ст­в­ле­ны в сер. – 2-й пол. 18 в., ко­гда на сце­не При­двор­ной опе­ры ра­бо­та­ли хо­рео­гра­фы Ф. Хиль­фер­динг, Д. М. Г. Анд­жо­ли­ни, Ж. Ж. Но­верр. В 1760-х гг. при те­ат­ре ос­но­ва­на ба­летная шко­ла. С 1856 в Ве­не ре­гу­ляр­но ра­бо­тал П. Таль­о­ни («Сар­да­на­пал», 1869). Не­ко­то­рые его по­ста­нов­ки со­хра­ня­ют­ся в ре­пер­туа­ре и по­ны­не. В 1890–1920 ба­ле­том ру­ко­во­дил хо­рео­граф Й. Хас­с­рай­тер, по­ста­вив­ший 48 спек­так­лей, в т. ч. «Фея ку­кол» Й. Бай­е­ра (1888), «Се­зо­ны люб­ви» на муз. Ф. Шу­бер­та (1911). В 1920-е гг. в В. г. о. пришли хо­рео­гра­фы – пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных на­прав­ле­ний со­вре­мен­но­го тан­ца: Х. Кройц­берг, Г. Крёл­лер, Т. Бир­к­май­ер, В. Френцль, Г. Ви­зен­таль, Г. Бо­ден­ви­зер, Р. Хла­дек. В 1933–37 вен­ский ба­лет до­бил­ся боль­ших ус­пе­хов под рук. М. Валь­ман («Ав­ст­рий­ская кре­стьян­ская свадь­ба» на нар. муз. в об­ра­бот­ке Ф. Зальм­хо­фе­ра, «Страш­ный суд» на муз. Г. Ф. Ген­де­ля, и др.). В 1942–58 гл. ба­лет­мей­сте­ром бы­ла пред­ста­ви­тель­ни­ца нем. экс­прес­сио­ни­стической шко­лы Э. Хан­ка, со­еди­няв­шая в сво­их по­ста­нов­ках тра­ди­ции клас­си­ки и тан­ца мо­дерн. В 1960–80-е гг. ре­пер­ту­ар по­пол­нил­ся ба­ле­та­ми И. Ф. Стра­вин­ско­го и Б. Бар­то­ка, луч­ши­ми по­ста­нов­ка­ми Дж. Ба­лан­чи­на, Дж. Кран­ко, Х. ван Ма­не­на, Дж. Ной­май­е­ра; позд­нее – У. Фор­сай­та, И. Ки­лиа­на, Ф. Аш­то­на. Боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия ба­лет­ной труп­пы име­ла дея­тель­ность Р. Ну­рее­ва в 1964–88. В 1973 Ю. Н. Гри­го­ро­вич по­ста­вил в Ве­не ба­лет «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го.

В 1995–2005 ди­рек­то­ром ба­ле­та В. г. о., гл. хо­рео­гра­фом и ру­ко­во­ди­те­лем ба­лет­ной шко­лы (с 2001) был итал. ба­лет­мей­стер Р. Дза­нел­ла, зна­чи­тель­но рас­ши­рив­ший ре­пер­ту­ар и осу­ще­ст­вив­ший бо­лее 50 по­ста­но­вок. С на­ча­ла се­зо­на 2005/06 ди­рек­то­ром ба­лет­ной труп­пы стал венг. хо­рео­граф, вы­пу­ск­ник МХУ Д. Ха­ран­го­зо. Со­лис­ты ба­лет­ной труп­пы: С. Нойя, Э. Пет­терс, Й. Зайф­рид, Г. Ха­та­ла, Ю. Ваг­нер, Э. Пе­чи, Г. Обе­рег­гер, Б. Не­би­ла и др. На сце­не В. г. о. вы­сту­па­ют так­же Э. Пла­тель, М. Лег­ри, В. А. Ма­ла­хов и др.

Лит.: 100 Jahre Wiener Oper am Ring. W., 1969; Unterer V. Die Oper in Wien. W., 1970; Hadamowsky F. Die Wiener Hofoper // Ha­da­mowsky F. Die Wiener Hoftheater. W., 1975. Tl 2; Seebohm A. Die Wiener Oper. W., 1986; Das Haus am Ring / Red. W. Sinkovicz, A. Zeininger. W., 1996; Karajan an der Wiener Oper / Red. F. Endler, M. Fritthum, R. Grübl. 3. Aufl. W., 1997; Wiener Staatsopernballett / Hrsg. A. Oberzaucher. W., 1997; Die Ära G. Mahler / Hrsg. E. W. Partsch. W., 1997; Holender I. Der Lebensweg des Wiener Staat­s­operndirektors. W., 2001.

Вернуться к началу