ВА́ГНЕР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
ВА́ГНЕР (Wagner), семья немецких музыкантов и музыкально-театральных деятелей.
Зигфрид Хельферих Рихард (6.6.1869, вилла Трибшен, ныне в черте г. Люцерн, Швейцария – 4.8.1930, Байрёйт), композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Сын Р. Вагнера и Козимы фон Бюлов. Учился композиции у Э. Хумпердинка и Ю. Книзе, дирижированию – у Х. Рихтера. Став известным дирижёром, много гастролировал (в т. ч. в России). С 1908 до конца жизни руководил Байрёйтским фестивалем, которым ранее много лет руководила его мать, стремился к сценическому обновлению опер Р. Вагнера в духе поэтического реализма. Привлёк к работе в Байрёйте многих известных дирижёров (в частности, новой постановкой оперы «Тангейзер» в 1930 руководил А. Тосканини). Автор 17 опер на собственные либретто по мотивам легенд и сказок, в т. ч. «Лежебока» (1898, пост. 1899, Мюнхен), «Кобольд» (1903, пост. 1904, Гамбург), «Царство чёрного лебедя» (1910, пост. 1918), «Ангел мира» (1914, пост. 1926, обе – Карлсруэ), «Во всём виновата шапочка» (1915, пост. 1917, Штутгарт), «Кузнец из Мариенбурга» (1920, пост. 1923, Росток), симфонических произведений, хоров.
Виланд Адольф Готфрид (5.1.1917, Байрёйт – 17.10.1966, Мюнхен), оперный режиссёр и художник. Сын Зигфрида Вагнера. Учился в Высшей художественной школе в Мюнхене у Э. Преториуса и А. Роллера. В 1951 возродил (вместе с братом Вольфгангом) Байрёйтский фестиваль, где осуществил новаторские постановки опер Р. Вагнера «Летучий голландец» (1959), «Тангейзер» (1961; в роли Венеры – Г. Бамбри), «Тристан и Изольда» (1962) и др. Реализовал идеи швейцарского художника А. Аппиа: отказался от детального натурализма ради раскрытия общего философского смысла, создал абстрактно-символическую сценографию, стремился подчинить сценическое пространство музыке, уделяя большую роль световой режиссуре и условному, ритмизованному движению персонажей. Ряду спектаклей (тетралогия «Кольцо нибелунга», 1965) присущ политический подтекст. Созданный В. «новый байрёйтский стиль» получил международное признание, в т. ч. в среде музыкантов (Г. Шолти). Ставил также оперы К. В. Глюка, Р. Штрауса, А. Берга, К. Орфа, Дж. Верди, Ж. Бизе в Париже, Брюсселе, Барселоне, Венеции, Неаполе, Риме, Штутгарте и др.
Вольфганг Манфред Мартин (р. 30.8.1919, Байрёйт – 21.3.2010, там же), режиссёр и театральный администратор. Сын Зигфрида Вагнера. Стажировался в Немецкой государственной опере (Берлин) под руководством Э. Преториуса. В 1951–2008 возглавлял Байрёйтский фестиваль (до 1966 вместе с братом Виландом). В традиционной реалистической манере поставил «Нюрнбергских мейстерзингеров» (1973) и др. оперы Р. Вагнера. Под его руководством Байрёйтский театр стал международной экспериментальной мастерской для режиссёров и художников. Среди наиболее значительных постановок – «Кольцо нибелунга» (1976, реж. П. Шеро), «Парсифаль» (2004, реж. К. Шлингензиф; обе совместно с дирижёром П. Булезом).
Ника (р. 9.6.1945, Иберлинген, земля Баден-Вюртемберг), историк литературы, музыки и театра, публицист. Эксперт Комиссии по немецкой культуре в Бундестаге. Дочь Виланда Вагнера. С 2004 художественный руководитель Международного фестиваля «Кунстфест» в Веймаре. Автор исследований о режиссёрской системе отца, выступает с критикой коммерциализации Байрёйтского фестиваля.