ХИ́ЛЬФЕРДИНГ ФРАНЦ АНТОН КРИСТОФ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИ́ЛЬФЕРДИНГ (Hilverding) Франц Антон Кристоф (17.11.1710, Вена – 29.5.1768, там же), австр. артист балета, балетмейстер. Учился в Париже у М. Блонди. С нач. 1740-х гг. в Вене («Бургтеатер», «Кернтнертортеатер»). Ставил балеты разл. жанров, в т. ч. небольшие характерные сцены из гор. быта («Прядильщица, или Голландский трактир», «Кума, подай мне кочергу» и др.). В 1742 создал 3 пантомимных балета – переложения франц. трагедий «Британик» Ж. Расина, «Идоменей» П. Кребийона и «Альзира» Вольтера. Позднее обратился к мифологич. тематике, поставив лирич. балеты: «Пигмалион», «Вакх и Ариадна», «Венера и Адонис» и др. В 1759–64 работал в России, где создал более 20 балетов, среди которых: «Прибежище добродетели» (1759, сценарий А. П. Сумарокова), «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем» (1760), «Пигмалион, или Ожившая статуя» (1763), а также «Амур и Психея» В. Манфредини (1762). Вёл педагогич. работу. В 1764 вернулся в Вену, где поставил балеты: «Триумф любви» и «Любовники, защищённые любовью» (оба 1765). Один из виднейших балетмейстеров эпохи Просвещения, предшественник Д. М. Г. Анджолини и Ж. Ж. Новерра в создании балетного спектакля, в котором сюжет воплощается средствами самостоят. балетного действия. Стремился к слиянию танца и пантомимы в единое целое. Эмоциональная насыщенность его балетов потребовала обновления танцевальной техники.