РЕЖИССЁРСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕЖИССЁРСКОЕ ИСКУ́ССТВО (режиссура), область деятельности, направленной на художественную и смысловую организацию зрелища (драматич. или муз. спектакля, циркового или эстрадного представления, кино-, теле-, видеопроизведения и т. п.) как образного целого, объединение различных его компонентов (пространственного решения, сценографии, музыки, звука, освещения и т. д.), соединение творч. интенций драматурга, актёров, художника и др. на основе единого замысла режиссёра.
В театре Р. и. в совр. смысле слова сложилось в сер. 19 в. Однако первоосновы режиссуры сопутствовали театру уже со времён античности, когда в качестве руководителя постановки обычно выступал драматург. В ср.-век. театре подобные функции отчасти ложились на плечи распорядителей гор. праздников, следивших за подготовкой мистерий, мираклей, моралите. В театре Возрождения во главе труппы чаще всего оказывался драматург, одновременно выступавший и как актёр, и как организатор представления. Даже в таких формах нар. театра, как, напр., комедия дель арте, где доминировала свободная игровая импровизация по сценарной канве, общий тон игре обычно задавал самый популярный актёр труппы.
Первыми представителями Р. и. в сер. 19 в. принято считать англ. актёра Ч. Кина и главу «Бургтеатр» в Вене драматурга Г. Лаубе. Принципы «зрелищной режиссуры» Кина и «разговорной режиссуры» Лаубе подхватил и объединил Мейнингенский театр. Здесь выработаны мн. методы Р. и.: предварит. разработка композиции спектакля, особенно нар. сцен, тщательная продуманность оформления и освещения, требование ансамблевой игры, порядок репетиций и т. д. Не менее важное значение для становления Р. и. имела деятельность А. Антуана и О. Брама, положивших начало движению т. н. Свободных театров. Характерные для этих театров натуралистич. тенденции смыкались на рубеже 19–20 вв. с распространявшимся влиянием символизма в парижских театрах П. Фора, О. М. Люнье-По. Поиски обобщённых форм, способных радикально обновить театр и сблизить сценич. иск-во с философско-содержательными образами высокой трагедии, вели А. Аппиа и Г. Э. Г. Крэг. Мощный импульс развитию Р. и. дало творчество М. Рейнхардта, прошедшего путь от натурализма, через стилизацию, модерн, экспрессионизм, к синтетич. представлениям и массовым зрелищам 1930-х гг.
Аккумулировав опыт натурализма, символизма, рус. реалистич. театра и др., на новый уровень вывели Р. и. основатели МХТ (см. Московский Художественный академический театр) К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Режиссура МХТ, разработанные здесь принципы психологич. театра, Станиславского система оказали решающее воздействие на развитие мирового Р. и. Причём это влияние благотворно не только для прямых последователей МХТ, но и для его оппонентов (В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов и др.). В 1910-е гг. в России заявила о себе новая плеяда режиссёров: Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов, К. А. Марджанишвили, Н. Ф. Балиев и др. В кон. 1910-х – 1920-е гг. к приёмам фольклорной зрелищности во имя создания метафорически ёмкой структуры спектакля обратились А. С. Курбас, В. И. Голубок, А. В. Ахметели, А. М. Грановский, С. Э. Радлов.
Театр сюрреализма кон. 1920-х – 1930-х гг. ярче всего проявил себя во Франции в творчестве А. Арто, автора теории «Театра жестокости», оказавшего влияние на развитие Р. и. Европы (особенно абсурда театра). Развитие нем. театра в 1930–40-х гг. связано с творчеством Б. Брехта, выдвинувшего концепцию эпического театра. В борьбе с авангардизмом, обновляя принципы отражения действительности, формировало свою театральную традицию франц. театральное объединение «Картель четырёх» (Ш. Дюллен, Г. Бати, Л. Жуве, Ж. Питоев). В период между двумя мировыми войнами плодотворно работали режиссёры: Л. Страсберг, Э. Казан (США), Т. Грей, Б. Джексон (Великобритания), Э. Пискатор (Германия), Ю. Остерва, Л. Шиллер (Польша), Э. Ф. Буриан (Чехословакия), Н. О. Массалитинов (Болгария) и др. В сер. 20 в. театральное иск-во было переосмыслено с точки зрения экзистенциализма.
В СССР к кон. 1930-х гг. фетишизация методов МХАТ, страх перед оригинальностью режиссёрской формы, проявившийся в т. н. борьбе с формализмом, повлекли за собой нивелировку режиссуры. Псевдореализму с характерной для него подменой правды внешним правдоподобием, «лакировкой» действительности противились наиболее даровитые режиссёры: Н. П. Акимов, Ю. А. Завадский, А. М. Лобанов, Н. П. Охлопков, А. Д. Попов, Р. Н. Симонов и др. Возрождение рос. театра с кон. 1950-х гг. связано с деятельностью театра «Современник», творчеством Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, О. Н. Ефремова. Новым этапом стало открытие в 1964 театра под рук. Ю. П. Любимова (см. Московский театр на Таганке). В 1960-е гг. начал работать Л. А. Додин.
Театральные тенденции 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. наиболее последовательно воплотились в мире в творчестве Э. Барбы, Ж. Л. Барро, П. Брука, Е. Гротовского, Т. Кантора, Р. Лепажа, А. Мнушкиной, Л. Ронкони, Дж. Стрелера, Т. Судзуки, Р. Уилсона; в России – А. А. Васильева, Р. Г. Виктюка, К. М. Гинкаса, А. А. Гончарова, М. А. Захарова, Э. Некрошюса, В. В. Фокина, Р. Стуруа, П. Н. Фоменко, Г. Н. Яновской и др.
Р. и., прошедшему через эпоху постмодернизма и пост-постмодернизма, в 2010-х гг. свойственно стремление к стиранию границ искусств, использование средств мультимедиа и т. д. (напр., англичанка К. Митчелл часто сочетает видеоинсталляции, приёмы системы Станиславского и методики, заимствованные из психиатрии; рос. реж. А. А. Могучий работает в эстетике перформанса, активно использует визуальные эффекты). Большое внимание режиссёры уделяют переосмыслению роли драмы в спектакле: Л. Персеваль (Бельгия, Германия) воспринимает классич. текст как импульс для создания совр. прочтения; для Л. Бонди классич. тексты становятся основой для изысканной иронии и открытой театральности; Т. Остермайер (Германия) часто обращается к драматургии Б. Брехта, использует провокационные, агрессивные приёмы воздействия на зрителя. Однако индивидуальная манера, культурные преференции и творч. задачи авторов спектакля закономерно оказываются существеннее общего стилевого русла.
Попытки определить терминологически процессы, происходящие в мировой режиссуре с нач. 1970-х гг., реализовались в двух концепциях, представленных в изданиях: «Словарь театральной антропологии» Э. Барбы и Н. Саварезе (рус. пер., 2010) и «Постдраматический театр» Х. Т. Лемана (рус. пер., 2013).
В кино практически со дня его появления режиссёр считается гл. фигурой. Режиссура бр. Люмьер сводилась к фиксации действительности, но уже работа Ж. Мельеса показала, что режиссёр способен также образно визуализировать фантазии и мечты. До сер. 1910-х гг. кинематограф искал себя в сферах развлекат. аттракциона, экранизации лит-ры, в качестве выстроенного на новой технике аналога театра (Я. А. Протазанов) или живописи (Е. Ф. Бауэр). Однако уже к концу десятилетия с вхождением в обиход специфич. выразит. средств (ракурс, крупный план, приём отражённого действия и др.) определился и статус кинорежиссёра. Самым значит. режиссёром этого периода стал Д. У. Гриффит, в фильмах которого «Рождение нации» (1915) и «Нетерпимость» (1916) опробованы возможности монтажа как новаторского худож. средства, позволяющего соединять разнородный материал в сложные ассоциативные ряды. В 1920-е гг. вершин достиг немой кинематограф в диапазоне от комич. и трагикомич. лент Ч. Чаплина («Парижанка», 1923; «Золотая лихорадка», 1925) до экспрессионистских работ Р. Вине («Кабинет доктора Калигари», 1919) и Ф. В. Мурнау («Носферату – симфония ужаса», 1922) и футуристич. «Метрополиса» Ф. Ланга (1927). Традицию экранного реализма в документальном кино развивал Р. Флаэрти («Нанук с Севера», 1922), а в игровом – Э. фон Штрогейм («Алчность», 1924). Огромный вклад в прогресс Р. и. внесли представители сов. и франц. авангарда. Л. В. Кулешов экспериментально доказал, что монтажное соединение кадров способно создавать новую эстетич. реальность («эффект Кулешова»). Д. Вертов отрицал иск-во, построенное на вымысле, и развивал концепцию «киноправды». Сер. 1920-х гг. – время взлёта «монтажной школы», лидерами которой стали С. М. Эйзенштейн («Стачка», «Броненосец "Потёмкин"», оба 1925), В. И. Пудовкин («Мать», 1926) и А. П. Довженко («Арсенал», 1929; «Земля», 1930). Эти шедевры включают в себя интеллектуальные и поэтические метафоры, но в то же время опираются на документальный облик реальности как арены деятельности широких масс. Во Франции специфику кинематографа в сложном соединении реализма и формальных приёмов постигали А. Ганс, Р. Клер, Ж. Дюлак, Л. Буньюэль. 1930-е и 1940-е гг., когда в кино утвердился звук, знаменовали изменение позиций режиссёра в кинопроцессе. В Голливуде центральной фигурой были кинозвезда и стоящий за ней продюсер, почти каждый кинопроект подчинялся канону жанра или звёздного амплуа, кинематограф всё в большей степени оказывался заложником идеологии. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами кино стало более психологичным и социальным, менее интеллектуальным, ослабла роль монтажа. Вместе с тем именно в эти годы формировался золотой фонд киноклассики. Свои гл. фильмы сняли О. Уэллс, Ж. Виго, Ж. Ренуар, М. Карне, развивая киноязык, систему глубинного мизансценирования, принципы создания поэтич. атмосферы. В сфере документального кино параллельным путём шли Дж. Грирсон (Великобритания), Й. Ивенс (Нидерланды), углубляя познание социально-политических и бытовых реалий.
Военные и первые послевоенные годы ознаменованы высшими достижениями жанра «нуар» (от франц. noir – чёрный) в США («Мальтийский сокол» Дж. Хьюстона, 1941), с его мрачной напряжённой атмосферой, в СССР – появлением шедевра С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945, 1958), мощного эксперимента в области экспрессионистской драматургии и режиссуры, в т. ч. с использованием возможностей цвета. Первая волна итал. неореализма программно возвратила кинематограф из студий к реальной жизни, от кинозвёзд к непрофессиональным исполнителям, от жанра к документу («Земля дрожит» Л. Висконти, «Похитители велосипедов» В. Де Сики, оба 1948). В 1950–60-е гг. мировое кино переживало прилив новых идей и торжество режиссёра-автора. Итал. неореализм породил сугубо индивидуальное творчество М. Антониони и Ф. Феллини. В лучшую пору вступил И. Бергман. При всех различиях их фильмы манифестируют новую, свободную структуру сюжетосложения и отказ от традиц. драматизации, важность филос. и религ. вопросов, деконструкцию образа человека в его взаимодействии с цивилизацией, влияние документальных образов и телевидения. Параллельным путём шёл в США Дж. Кассаветес («Тени», 1960), соединявший практику психологич. театра и документального кино. Не менее радикальными в поисках новой спонтанной образности и мобильного киноязыка оказались модернистские опыты франц. «новой волны» и её предшественников («Хиросима, моя любовь» А. Рене, «400 ударов» Ф. Трюффо, оба – 1959; «На последнем дыхании» Ж. Л. Годара, 1960; «Клео от 5 до 7» А. Варда, «Лола» Ж. Деми, оба – 1961). Идеи самоценности человеческой личности и антитоталитарного протеста провозглашали фильмы режиссёров СССР и Вост. Европы – М. К. Калатозова («Летят журавли», 1957), А. Вайды («Пепел и алмаз», 1958), Г. Н. Чухрая («Баллада о солдате», 1959), М. Формана («Любовь блондинки»), М. М. Хуциева («Мне двадцать лет», оба – 1965), В. Хитиловой («Маргаритки», 1966), М. Янчо («Звёзды и солдаты», 1967). Открытием новых географич. и эстетич. территорий Р. и. в документальном кино стало творчество французов К. Маркера, Ж. Руша, а в фильме Х. Уэкслера «Холодным взором» (1969, США) стираются границы между документальным и игровым кино. Кульминацией авторского кино явилось творчество Андрея А. Тарковского, понимающего режиссуру как миссию. Другим полюсом в развитии Р. и. стал поздний период А. Хичкока («Головокружение», 1958; «Птицы», 1963), обогатившего представление о режиссуре понятием «саспенс» (от англ. suspense – неизвестность, беспокойство, тревога ожидания). Живыми учебниками классич. режиссуры стали в эти же годы фильмы, снятые мастерами жанрового кино – Дж. Фордом, Б. Уайлдером и др., а также представителями японской (Я. Одзу, А. Куросава, К. Синдо) и индийской (С. Рей) школ.
Последняя треть 20 в. – время, когда классика переходила в неоакадемизм, а модернизм – в постмодернизм. В США возник «Новый Голливуд»: Ф. Ф. Коппола, М. Скорсезе, С. Леоне, Дж. Лукас, С. Спилберг, В. Аллен, Р. Скотт, Д. Линч, Дж. и И. Коэны, К. Тарантино и др. мастера окончательно стёрли границу между авторским и жанровым кино, узаконили использование спецэффектов, киноцитат, иронич. контекстов и жанровых клише. Этот процесс довёл до высшей точки, не покидая при этом территории классич. кино, С. Кубрик. В Европе постмодерн, как эклектичный стиль постиндустриального общества, соединил традицию мелодрамы, эстетику рекламы и массмедиа, ностальгию по старому кино (Р. В. Фасбиндер, В. Вендерс, П. Альмодовар, А. Каурисмяки). Процветал барочный маньеризм (британцы Д. Джармен и П. Гринауэй). В то же время не иссякла традиция социального реализма (прежде всего в творчестве британцев К. Лоуча, М. Ли, бельгийцев Ж. П. и Л. Дарденнов и др.). Попыткой вернуть кинорежиссуре органику и целомудрие стало движение датской «Догмы», инициированное Л. фон Триером и опирающееся на доступность мобильных цифровых камер. В России и странах быв. СССР новой степени свободы авторского высказывания достигли Э. Г. Климов, А. Ю. Герман, Л. Е. Шепитько, С. И. Параджанов, О. Д. Иоселиани, Г. А. Панфилов, А. С. Кончаловский, Н. С. Михалков, В. Ю. Абдрашитов, А. Н. Сокуров, А. О. Балабанов, в анимационном кино – Ю. Б. Норштейн, А. Ю. Хржановский. В документальном кино значителен вклад К. Ланцмана (Франция), Г. Реджио (США). В Азии Р. и. в широком спектре, включая рефлексии над жанрами и историей кинематографа, развивают: А. Кияростами, М. Махмалбаф, Энг Ли, а также Чэнь Кайгэ (Китай), Вонг Карвай (Гонконг), Цай Минлян (Тайвань), Т. Китано и Н. Кавасе (Япония).
В 21 в. возможности кинематографа расширяют новейшие технологии. Революционным в освоении стереоформата 3D стал «Аватар» Дж. Кэмерона (Камерона; 2009, США). В новую стадию развития вступили полнометражная анимация (Х. Миядзаки, Япония; режиссёры студии «Pixar», США) и документальное кино, по своей остроте и увлекательности полноценно конкурирующее с игровым (М. Мур, США). Возобновляется на новом витке интерес к филос., религ. и онтологич. проблемам (М. Ханеке, Австрия; Н. Б. Джейлан, Турция; Б. Дюмон, Франция). Франц. реж. А. Кешиш («Жизнь Адель», 2013) нашёл способ ещё более глубокого проникновения в совр. жизнь с её социальными, психологическими, сексуальными и лингвистич. проблемами. Значит. вклад в Р. и. России вносят режиссёры игрового кинематографа А. П. Звягинцев, Б. И. Хлебников, А. П. Попогребский, А. С. Федорченко, Валерия Гай Германика, документалисты М. А. Разбежкина, В. В. Манский и др. Для нач. 21 в. характерно взаимопроникновение документальных и игровых методов режиссуры, становятся популярными жанры докудрама и мокументари (игровой фильм, выдающий себя за документальный). Невзирая на изменение методов киносъёмки, монтажа и формы кинопроката, режиссура сохраняет свою изначальную функцию – быть идейным вдохновителем, творч. куратором кинопроцесса и проводником культурной политики.