Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИ́ЛЛЕР ЛЕОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 26

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Шибаева

ШИ́ЛЛЕР (Schiller) (наст. фам. де Шиль­ден­фельд, de Schildenfeld) Ле­он (14.3.1887, Кра­ков – 25.3.1954, Вар­ша­ва), польск. ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, пе­да­гог. В 1906–07 изу­чал фи­ло­со­фию и по­ло­ни­сти­ку в Ягел­лон­ском ун-те, в 1907 учил­ся в Сор­бон­не. В 1912 окон­чил Тор­го­вую ака­де­мию в Кра­ко­ве, в 1916 брал уро­ки ком­по­зи­ции у чеш. ком­по­зито­ра Й. Б. Фер­сте­ра в Ве­не. Уча­ст­вовал в ор­га­ни­за­ции пер­вой вы­став­ки польск. экс­прес­сио­ни­стов в Кра­ко­ве (1917). Ре­жис­сёр­ский де­бют – «Прин­цес­са Ли­лия» Т. Ко­щинь­ско­го (1917, «Те­атр Поль­ски», Вар­ша­ва). В Вар­ша­ве в 1922–24 ру­ко­во­дил те­ат­ром «Ре­ду­та», в 1924–26 – ос­но­ван­ным им Те­ат­ром им. В. Бо­гу­слав­ско­го, в 1933–39 воз­глав­лял ре­жис­сёр­ский ф-т Гос. ин-та те­ат­раль­но­го иск-ва (PIST). Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны за­клю­чён­ный конц­ла­ге­рей Ос­вен­цим и Мур­нау. Вхо­дил в чис­ло ру­ко­во­ди­те­лей тай­но­го те­ат­раль­но­го со­ве­та в Вар­ша­ве. В Лод­зи в 1946–1954 ди­рек­тор те­ат­ра Вой­ска Поль­ско­го, в 1948–49 рек­тор Выс­шей шко­лы ки­но, те­ле­ви­де­ния и те­ат­ра (PWST; соз­да­на на ба­зе ор­га­ни­зо­ван­ных Ш. в 1946 курсов). Ос­но­вал (1952, Вар­ша­ва) и был пер­вым ре­дак­то­ром еже­квар­таль­но­го ж. «Те­ат­раль­ный днев­ник». Во­пло­щая в сво­ём твор­че­ст­ве вы­дви­ну­тую А. Миц­ке­ви­чем и пе­ре­ос­мыс­лен­ную С. Вы­спянь­ским кон­цеп­цию «те­ат­ра ог­ром­но­го» («мо­ну­мен­таль­но­го те­ат­ра»), ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие польск. сце­нич. иск-ва 20 в. Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Не­бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» З. Кра­син­ско­го (1926, 1938), «Са­му­ил Збо­ров­ский» (1927), «Ксёндз Ма­рек» (1928), «Кор­ди­ан» (1930, 1935, 1939) и «Се­ребря­ный сон Са­ло­меи» (1932) Ю. Сло­вацко­го, «Дзя­ды» Миц­ке­ви­ча (1932, 1933, 1934, 1937). Соз­да­вая ме­та­фо­рич., по­этич. те­атр, ре­жис­сёр ис­поль­зо­вал впе­чат­ляю­щие мас­со­вые сце­ны, све­то­вые эф­фек­ты, нар. му­зы­ку, в де­та­лях раз­ра­ба­ты­вал ком­по­зи­цию и пла­стич. пар­ти­ту­ру спек­так­ля. Гос. пр. Польск. Нар. Рес­пуб­ли­ки (1948).

Соч.: Teatr ogromny. Warsz., 1961.

Лит.: Csató E. L. Schiller. Warsz., 1968; Mro­zińska S. Szkoła L. Schillera (PWST 1946–1949). Wrocław, 1972; Ба­шинд­жа­гян Н. З. Те­атр Л. Шил­ле­ра: ре­жис­сер и его вре­мя. М., 2005; Chojnacka A. L. Schiller w Polsce Ludowej 1946–1954. Warsz., 2015.

Вернуться к началу