ШИ́ЛЛЕР ЛЕОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИ́ЛЛЕР (Schiller) (наст. фам. де Шильденфельд, de Schildenfeld) Леон (14.3.1887, Краков – 25.3.1954, Варшава), польск. режиссёр, театральный деятель, педагог. В 1906–07 изучал философию и полонистику в Ягеллонском ун-те, в 1907 учился в Сорбонне. В 1912 окончил Торговую академию в Кракове, в 1916 брал уроки композиции у чеш. композитора Й. Б. Ферстера в Вене. Участвовал в организации первой выставки польск. экспрессионистов в Кракове (1917). Режиссёрский дебют – «Принцесса Лилия» Т. Кощиньского (1917, «Театр Польски», Варшава). В Варшаве в 1922–24 руководил театром «Редута», в 1924–26 – основанным им Театром им. В. Богуславского, в 1933–39 возглавлял режиссёрский ф-т Гос. ин-та театрального иск-ва (PIST). Во время 2-й мировой войны заключённый концлагерей Освенцим и Мурнау. Входил в число руководителей тайного театрального совета в Варшаве. В Лодзи в 1946–1954 директор театра Войска Польского, в 1948–49 ректор Высшей школы кино, телевидения и театра (PWST; создана на базе организованных Ш. в 1946 курсов). Основал (1952, Варшава) и был первым редактором ежеквартального ж. «Театральный дневник». Воплощая в своём творчестве выдвинутую А. Мицкевичем и переосмысленную С. Выспяньским концепцию «театра огромного» («монументального театра»), оказал существенное влияние на развитие польск. сценич. иск-ва 20 в. Среди лучших постановок: «Небожественная комедия» З. Красинского (1926, 1938), «Самуил Зборовский» (1927), «Ксёндз Марек» (1928), «Кордиан» (1930, 1935, 1939) и «Серебряный сон Саломеи» (1932) Ю. Словацкого, «Дзяды» Мицкевича (1932, 1933, 1934, 1937). Создавая метафорич., поэтич. театр, режиссёр использовал впечатляющие массовые сцены, световые эффекты, нар. музыку, в деталях разрабатывал композицию и пластич. партитуру спектакля. Гос. пр. Польск. Нар. Республики (1948).