ПАНФИ́ЛОВ ГЛЕБ АНАТОЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНФИ́ЛОВ Глеб Анатольевич (р. 21.5.1934, Магнитогорск), рос. режиссёр, сценарист, нар. арт. РСФСР (1984). Муж И. М. Чуриковой. По окончании в 1957 химико-технологич. ф-та Уральского политехнич. ин-та работал мастером, инженером на заводе в Свердловске. С 1961 на Свердловском ТВ, где поставил документальные и игровые фильмы: «Вставай в наш строй» (1959), «Убит не на войне» (1962), «Дело Курта Клаузевица» (1963) и др. В 1960–63 учился на заочном отделении операторского ф-та ВГИКа (мастерская А. Д. Головни). В 1965 окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Л. З. Трауберга). Режиссёрский почерк П., одного из основоположников т. н. историч. реализма в отеч. кино, отличается сдержанностью высказывания, ироничной интонацией. Дебют П. «В огне брода нет» (1967, пр. Мкф в Локарно) – фильм о событиях Гражд. войны 1917–22, решённый как трагедия о несбыточном. Подлинный трагизм проступал и за комич. интонацией ф. «Начало» (1970, пр. Мкф в Венеции), ставшего духовным приговором глубокой стагнации в обществе. В ф. «Прошу слова» (1976, пр. Мкф в Карлови-Вари), иронически остраняя событийность (см. Остранение), П. исследовал феномен «винтика системы», человека во власти. Склонность к гротескному заострению социальной проблематики проявилась в ф. «Тема» (1979, вышел в прокат в 1986, пр. Мкф в Зап. Берлине) – истории о душевном крахе успешного писателя, осознающего фальшь собств. жизни. Анализу инфантилизма сов. социума нач. 1970-х гг. посвящён ф. «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова (1981). Размышлением о кризисе рос. общества перед Окт. революцией 1917 стал ф. «Васса» по пьесе «Васса Железнова» М. Горького (1983, пр. Мкф в Москве; Гос. пр. РСФСР, 1985). Двойственностью авторской позиции отмечен мощный по выразит. средствам т/ф «Мать» по одноим. роману Горького (1990, пр. Мкф в Канне): идея привлекательности социалистич. революции вошла в диссонанс с перестроечными настроениями в обществе. Глубоким сочувствием к героям пронизан эпич. кинороман «Романовы: венценосная семья», рассказывающий о трагедии семьи имп. Николая II. Остродраматич. насыщенностью и пронзит. психологизмом отличается телесериал «В круге первом» по одноим. роману А. И. Солженицына (2006). В 2008 П. экранизировал на ТВ пьесу «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Автор и соавтор сценариев своих и др. фильмов, в т. ч.: «Степанова памятка» по сказам П. П. Бажова (1977) и «Человек, которому везло» (1978; оба – реж. К. В. Ершов), «Встреча» по рассказу В. Г. Распутина (1980, реж. А. А. Итыгилов), дилогии реж. Н. С. Михалкова «Утомлённые солнцем-2. Предстояние» (2010) и «Утомлённые солнцем-2. Цитадель» (2011). Поставил спектакли в Моск. театре им. Ленинского комсомола (с 1990 «Ленком»): «Гамлет» У. Шекспира (1986), «...Sorry» А. М. Галина (1992), «Аквитанская львица» по мотивам пьесы «Лев зимой» Дж. Голдмена (2010). С 1977 руководитель режиссёрской мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссёров. С 1991 худ. рук. студии «Вера».